16+
Подробности

Пятерки на радость Отчизне

Ученики сталинградских школ участвовали в соцсоревнованиях на стопроцентную успеваемость

Начался учебный год, и дневники школьников уже полны отметок: у кого отличных, а у кого не очень. Конечно, нынешние родители не приходят в восторг, когда узнают, что их чадо снова получило «тройку» или «неуд.», но относятся к отметкам философски, считая, что не это в жизни главное: «Счастье не в оценках». Если бы нечто подобное сказал о «двойке» своего ребенка родитель, живший в СССР в 30—40-е гг., то его посчитали бы чуть ли не изменником Родины.

Оценки по осени считают

Листая пожелтевшие страницы сталинградских газет 30—40-х гг. «Молодой ленинец», «Сталинградская правда», «Даешь трактор!» и прочие, понимаешь, насколько школьный мир современной эпохи отличается от мира прежнего. Тогда плохое поведение, ошибки в диктанте и низкие оценки воспринимались чуть ли не как угроза всему социалистическому обществу. И с плохими оценками боролись так рьяно и серьезно, словно речь шла не о неспособном к изучению предметов ученике, а о преступлении. Хорошо учиться — это была стратегически важная задача, и ее пытались решить как сами учащиеся, так и педагогический коллектив, родители, комсомольская и пионерская организации, старшие пионервожатые, группорги, комсомольцы-активисты, актив класса, ученический комитет, или сокращенно учком, комсомольцы шефствующих организаций, комиссии райкомов и горкомов комсомола…

За успеваемостью школьников пристально следили даже местные печатные СМИ, и газеты с весьма приличными тиражами — по 20 000 и больше экземпляров — не считали зазорным ставить статьи со скрупулезными подсчетами — в каких классах сколько отличников и троечников? «В первой четверти успеваемость наших комсомольцев оставляла желать лучшего: из 120 человек 32 имели плохие оценки, и это заставляло комсомольский комитет призадуматься над причинами такой незавидной учебы членов ВЛКСМ» — так начиналась статья, написанная секретарем комитета ВЛКСМ сталинградской школы № 11 Р. Сурковым. Или, к примеру, статья другого автора, рассказывавшая о переводных экзаменах сталинградской школы № 18: «Ученики 9-го класса «Б» сдают испытания по физике. Всего по физике получено 8 оценок «отлично», 8 «хорошо» и 7 «посредственно». Чего стоили только заголовки статей, посвященные школьной учебе: «Никаких поблажек в оценке знаний учащихся», «Успешно завершить учебный год!», «Порадуем Родину отличными знаниями!», «Комсомольцы впереди», «Мобилизован весь коллектив»… Тут поневоле каждый участник учебного процесса осознавал, что он головой отвечает за «неуд» в журнале.

Секрет 95-процентной успеваемости

Чтобы радовать Отчизну хорошими знаниями и высокими оценками, в ход шло все — от индивидуальных бесед до объявления социалистических соревнований между учащимися, классами, пионерскими отрядами и даже школами. Например, после учительской конференции, состоявшейся в Городище в сентябре 40-го г., на которой были прослушаны сообщение об организации учебной работы, доклад профессора Ильинского на тему: «Сталин — организатор побед Красной армии» и много другой полезной информации, руководители школ Городища и Краснослободского района приняли договор о социалистическом соревновании. Любопытно, что на этой же конференции «выступил директор котлубанской школы тов. Попова, которая рассказала, как коллектив школы добился в прошлом году 95-процентной успеваемости учащихся».

Борьба с двоечниками

Каждый психолог знает, что дети, особенно подростки, настолько ориентированы на мнение сверстников, что каждое их слово является истиной в последней инстанции. Может, в 30—40-е гг. таких психологических нюансов не знали, зато были в курсе подобного воздействия. «Неуспевающих учеников вызвали на учком, но они не исправились, — пишет автор в одной из статей о проблеме успеваемости. — Тогда объявили об общешкольном собрании. Отстающие почувствовали неловкость перед своими товарищами, и после этого собрания успеваемость намного повысилась».

Несколько озадачивает, насколько лихо и просто решалась проблема успеваемости, не учитывались индивидуальные способности ученика. Сейчас, когда так трепетно относятся к таланту школьника, в том числе и к выходящему за рамки школьной сферы, что ему даже прощаются учебные промахи, подобное отношение выглядит особенно дико.

«Так, комсомолец Евгений Кауркин в первой четверти имел шесть плохих отметок, — хвастаются методом своей работы учащиеся сталинградской школы № 11 в статье «Комсомольцы впереди». — Когда мы заинтересовались причинами плохой учебы ученика, то выяснили, что Евгений очень увлекается рисованием, уделяет своему любимому занятию слишком много времени, а к урокам не готовится. Комсомольский комитет строго осудил поведение Кауркина и рекомендовал срочно исправить отметки. Во второй четверти Кауркин стал заниматься хорошо».

В некоторых школах были особенно выдающиеся классы — краснознаменные. По итогам четверти лучший по успеваемости класс получал переходящее красное знамя школы и сохранял его до тех пор, пока уровень оценок был на высоте. В обязанность учеников этого класса входило подтягивать плохишей: «Слава Костычев отстал в учебе и не мог самостоятельно догнать товарищей. С ним занимались лучшие комсомольцы, и в III, и в IV четвертях у него не стало плохих отметок».

Еще один способ борьбы за успеваемость — путем наглядной информации всему классу или школе демонстрировать учебные успехи или провалы учеников. Так, ученица одной из сталинградских школ, отличница Лида Агафонова, организовала доску соревнования. Умница не ленилась: ежедневно следила за успеваемостью каждого одноклассника и вывешивала список учеников и отметки, которые они получили за день.

Знакомство с «ячейками общества»

Конечно, на переднем фронте войны с плохой успеваемостью были педагоги. Они имели столько обязанностей — обычное ведение уроков, дополнительные углубленные консультации, дополнительные занятия с отстающими. Для педагогов 30—40-х гг. было обычным делом в свободное от преподавания, консультирования и проверки домашних заданий время пройтись по домам своих учеников. В статье «Накануне нового учебного года. Тракторозаводцы готовятся» с восхищением говорится об учительнице начальных классов средней школы № 3 Т. А. Тельбуховой, которая еще до начала учебного года «уже обошла квартиры своих будущих учеников, познакомившись с ними и с их родителями».

Это было не просто любопытство — увидеть, кто и как живет. Нет, тогда от педагогов требовали посещать дома и квартиры школьников, чтобы знать, чем живет их семья, какие у них родители, каков режим дня учащихся, где, как и когда они выполняют домашние задания, серьезно ли ученики работают над материалом, рационально ли они используют свободное время.

«Много внимания уделяли классные руководители работе с родителями, — читаем в одной из статей сталинградской газеты довоенной поры. — Домашние условия и внимание родителей к тому, как и сколько работает ученик дома, часто являются решающими для хорошего усвоения материала, получения прочных знаний. В шестом классе сталинградской школы № 23 учатся два брата Бакумовы. Оба они часто получали плохие отметки, ленились. После того как классный руководитель Надежда Ивановна Сергеенко побывала у них дома, побеседовала с родителями, Бакумовы значительно улучшили успеваемость. Сейчас они допущены к испытаниям».

Наталья ЖУРБИНА.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

23 Фев, Общество

В Волгограде 23 феврали небо окрасил яркий салют

23 Фев, Общество

Какой будет погода 24 февраля в Волгограде, рассказали синоптики

23 Фев, Общество

Волгоградцев поздравили из Космоса 23 февраля

23 Фев, Общество

Волгоградские священники передали поздравления бойцам батальона «Сталинград»

23 Фев, Общество

Названы локации, которые появятся в Волгоградской области благодаря федеральному конкурсу

23 Фев, Общество

Что нужно делать и чего нельзя 25 февраля, чтобы счастье не ушло

23 Фев, Происшествия

Смертельное ДТП 23 февраля случилось под Волгоградом

23 Фев, ЖКХ

Свет отключат 24 февраля в четырех районах Волгограда

23 Фев, Общество
Фото: Дмитрий Рогулин / "Городские вести"

В Волгограде очистка дорог от снега и льда не прекращается

23 Фев, Общество

За съемку БПЛА волгоградцев с 24 февраля будут штрафовать на миллион

23 Фев, Общество

Памятник Даниилу Ежову открыли 23 февраля в Камышине

23 Фев, Культура

Волгоградский кукольный театр поставил чеховскую «Чайку»

23 Фев, Общество

Торжества по случая Дня защитника Отечества проходят по всей Волгоградской области

23 Фев, Спорт

Под Волгоградом отменили хоккейный турнир

23 Фев, Общество

Сколько холостых мужчин в Волгоградской области, сообщает статистика

23 Фев, Общество

179 единиц спецтехники вывели на дороги Волгоградской области

23 Фев, Спорт

Моржи из Волгоградской области массово облились водой на морозе

23 Фев, Общество
Фото: Данил Савченко / "Городские вести"

Глава Волгограда Владимир Марченко возложил цветы на Мамаевом Кургане

23 Фев, Общество

Волгоградские спасатели присоединились ко Всероссийскому челленджу

23 Фев, Общество

Дикие утки свободно гуляют по Волгограду

Календарь