В Царицыне смотрели феерию «Адская любовь» и драму «Бесприданница»
В «Душечке» Антона Чехова главная героиня, переживая за мужа-антрепренера, жаловалось: публике нужен-де только балаган и пошлость, а когда идет серьезная постановка, «почти все ложи были пустые». Так ли обстояло театральное дело и в нашем городе в чеховские времена? Конечно, перечислить все постановки, которые видел Царицын, тем более что некоторые из них игрались на сцене один-два раза, невозможно. Упомянем лишь те, которые дошли до наших дней, и даже они покажут, что сто и более лет тому назад репертуарная картина театральных постановок была довольно пестрой и здесь было место как весьма легкомысленным пьескам, так и серьезным произведениям.
Популярная посредственность
Качество постановок, которые представляли публике театральные труппы, зависели от культурного уровня антрепренера. Если последний слабо разбирался в искусстве и для него главное было собрать кассу, то на свет выходили душераздирающие драмы, глупейшие мелодрамы, пошловатые комедийные истории и пьесы, являющиеся неважным переводом с французского. К подобного рода постановкам можно отнести такие спектакли, как «Клятвопреступник», «Ограбленная почта», «Две сиротки», «Воровка детей», «Сатана в юбке», «Отдельные комнаты», «Рабыни любви»…
Целой категории зрителей нравилось посмотреть на сильные, часто недоступные в обычной скованной правилами морали, страсти-мордасти, в которых был бы замес любви и предательства, прощения и убийства.
Содержание популярного тогда спектакля «Идеальная жена» является типичным для кассовых и коммерчески успешных спектаклей тех лет. Богатый биржевой маклер женат на красивой и далекой от прагматического мира особе. Все бы замечательно, да она влюблена в молодого адвоката, который после двух лет связи устал от своей дамы сердца, но в силу бесхарактерности не может с ней порвать. И сама главная героиня чувствует охлаждение, но боится разрыва, потому что тогда, как ей кажется, уйдет смысл ее жизни.
На царицынских театральных подмостках шли и спектакли с клубничкой, вроде водевиля «На-ка покажите, что у вас есть». Постановки подобного рода можно было узнать по возрастной маркировке на афишах: «Учащиеся не допускаются». Гастролирующая труппа Бориславского в 1901 г. показывала «Рабынь любви», а в местном театре «Буфф», построенном в середине 10-х гг. XX в., представляли «Гейшу», «Чары весны», «Славные девочки». Правда, даже морально подготовленная публика принимала не все постановки и пьеса «Радий в чужой постели» вызвала всеобщее возмущение.
Для театральных гурманов
Но говорить о том, что в Царицыне любили лишь незатейливые водевили, значит опять-таки пойти на поводу у стереотипов, утверждающие, что в уездном городе вкусы были просты и без претензий. Отнюдь, в Царицыне жил и «контингент», знавший цену и высокому искусству.
Во время исследования известный волгоградский историк-краевед Г. Андрианова выявила удивительный факт — в конце XIX в. Царицын посещали известные музыканты, и среди них была труппа, давшая сложнейшую вердиевскую оперу «Травиата» на итальянском языке! Несмотря на элитарность искусства, спектакль прошел при полном зале.
В начале 1900-х гг. гастролирующая оперная труппа знаменитого русского антрепренера Собольщикова-Самарина дала в Царицыне оперы «Евгений Онегин», «Демон», «Купец Калашников». Местные труппы тоже не отставали. Царицынский антрепренер Миллер-Самсонов в разные театральные сезоны поставил с приглашенными артистами такие оперы, как «Травиата», «Демон», «Фауст», «Аида», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Паяцы», «Жизнь за царя», «Гугеноты», «Лакме».
На ниве драматического театрального искусства тоже можно было посмотреть немало серьезных вещей: «Гамлет», «Горе от ума», «Преступление и наказание», гоголевские пьесы «Ревизор» и «Женитьбу». С произведениями Гоголя в Царицыне было непросто — в них усматривали покушение на устои общества, а после событий 1905 г. театральная цензура с большой осторожностью выдавала разрешение на постановку «Ревизора».
Провалившаяся феерия
В дореволюционное время в театральном мире был популярен такой жанр, как феерия, или ее еще называли обстановочная пьеса-феерия. Это было яркое и достаточное дорогое по декорациям, костюмам и спецэффектам представление, эволюционировавшее со временем в современные шоу-программы.
Краевед Г. Андрианова рассказывает, что в Царицыне во второй половине 90-х гг. XIX в. гастролировала труппа Максимова. Ее выступления проходили успешно, и на этой волне было решено поставить фантастическую феерию, переделанную с французской пьесы, — «Адскую любовь». Ее готовили три месяца, что по тем временам, когда спектакли ставились за пару дней, было рекордом. Возможно, причина столь затянувшегося постановочного процесса в проектировке и изготовлении сложных декораций, за которые отвечал художник Гартье. Они были обязательной частью спектакля, потому как феерия предполагала полеты, появление из-под земли нечистых сил и, наконец, апофеоз: картины ада и рая. Стоимость постановки обошлась в 100 руб., что было довольно серьезной суммой, но после премьеры, хотя она прошла довольно сносно, спектакль из-за низкого спроса не повторяли.
Любители сцены
В дореволюционную эпоху, время театральных сезонов было смещено — если сейчас сезон закрывается весною, то тогда, наоборот, именно летом они и работали, осенью завершая показ всех постановок. Зимний период оставался не охвачен профессионалами сцены, и тогда театральную жизнь города в свои руки брали любители. Несмотря на то что любители были излишне манерны, не обладали харизмой и необходимыми актерскими навыками, их спектакли привлекали много публики. Конечно, публику своего круга — интересно было открыть новые грани творчества в своем родственнике или знакомом. Или открыть что-то новое в себе.
Первые упоминания о любительских спектаклях в Царицыне относятся к 1877 г. В январе того года поставили «Станционного смотрителя» Куликова, в феврале — «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина, в мае — «Тетеревам не летать по деревам».
Любители были весьма всеядны — они ставили и фарсы, вроде спектаклей, «Папеньки-чудаки» или «На все четыре стороны», и серьезные постановки Островского и Горького.
Деньги за свое увлечение актеры-любители не получали, но они нередко давали благотворительные спектакли в пользу нуждающихся, и, чтобы не упрекнули в присвоении средств, по каждому спектаклю составляли отчет, который публиковался в местной газете.
Наталья ЖУРБИНА.