У Казанского собора есть брат-близнец в столице Франции
27 марта 1892 года священник Вознесенской церкви о. Иоанн Никольский направил на имя городского головы письмо, в котором попросил городские власти ходатайствовать епархиальному начальству о перестройке часовни, стоящей при Зацарицынском кладбище, в полноценную каменную церковь. В качестве причины указывалось, что за последние годы на прилегающих к часовне территориях поселилось около трех тысяч новых жителей, возник целый район города. Именно таким был первый шаг к постройке известнейшего храма Царицына — Казанского собора.
Больше церквей
В конце XIX века на склоне от нынешнего Казанского кафедрального собора лежало кладбище, а на месте храма стояла маленькая деревянная часовня. Народу вокруг жило немного, и потому часовни было достаточно. Однако город рос и постепенно дома стали обступать и часовню, и кладбище. Вообще зацарицынская часть города, которая сегодня именуется Ворошиловским районом, долгое время существовала как придаток центральной части. Только во второй половине XIX века она стала оформляться как отдельно существующий район города. И церкви здесь стали строить довольно поздно. Если в центральной части города они возникли еще в XVII веке, то на правом берегу Царицы первая деревянная церковь была построена только в 1864 году. Это была Вознесенская церковь, стоявшая на месте нынешнего Ворошиловского торгового центра. Горожане, живущие за Царицей, все это время ходили на богослужения в старую часть города, через мост.
Храму быть!
15 апреля 1892 года городская Дума рассмотрела вопрос о строительстве новой церкви за Царицей и приняла постановление, которое гласило: «Предложение… о расширении существующей на Зацарицынском православном кладбище часовни и об обращении оной в кладбищенскую церковь на средства города отклонить по неимению на этот предмет свободных сумм». Тогда на церковь стали добровольно собирать деньги ее будущие прихожане.
Весной 1894 года попечители будущего храма обратились к известному саратовскому архитектору Михаилу Грудистову за составлением плана и сметы будущей Казанской церкви.
Проект был готов очень быстро, и уже 29 августа 1894 года происходит торжественная закладка храма. Таким образом, проектирование и составление сметы заняло всего лишь около четырех месяцев.
Из Парижа с любовью
Как же удалось Грудистову спроектировать большое, сложное здание церкви в такие сжатые сроки? Дело в том, что Грудистов проектировал здание не с нуля, а по уже имеющемуся прообразу. 1 сентября 1899 года газета «Царицынский вестник», описывая недавно открытый храм, пишет: «Храм представляет собой точную копию с православного храма при русском посольстве в Париже».
Вот почему Михаил Грудистов так быстро сделал проект: наш современный Казанский собор имеет парижского родственника! Это действительно так, правда, насчет «точной копии» журналисты преувеличили — проект парижского собора Грудистов все-таки переработал. Между тем парижский родственник Казанской кладбищенской церкви стоит и по сей дня.
Возвращение к пастве
Прошло несколько десятилетий. Незадолго до войны храм отобрали у верующих и устроили в нем хлебопекарный цех. Однако после окончания Сталинградской битвы было принято решение вернуть Казанскую церковь верующим. Ее восстановили, но в упрощенном виде. Исчезли зеленые шатры, храм стал выглядеть беднее. Но время все расставило по своим местам. Сегодня, после реконструкции, Казанскому кафедральному собору возвращен его исторический облик.