Волгоградские реконструкторы знают и демонстрируют, как жили наши далекие предки
Благодаря письменности, открытой в IX в. Кириллом и Мефодием, мы знаем историю и культуру славянского народа. Как выглядели наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки? Как одевались? Восстановить одежду, оружие по сохранившимся источникам пытаются волгоградские реконструкторы. Для этого они проводят раскопки, сами шьют одежду и мастерят доспехи, чтобы ушедшая история вновь ожила.
Самый известный и наиболее ранний из дошедших до нас литературных источников — «Повесть временных лет» — перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX в. существовали на обширной территории между Балтийским и Черным морями. Это поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы, белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
— На территории Волгоградской области в IX—XI вв. проживали кочевые племена, татары, тюрки, половцы, — рассказывает Павел Николаев, член клуба исторического фехтования и реконструкции «Драккар». — Наши предки славяне проживали чуть севернее. Западнее, в Киеве, Чернигове и на Севере, жили северные племена.
Время тогда было неспокойное, поэтому одной из главных и первостепенных обязанностей мужчин того времени было участие в боевых действиях. В клубе исторической реконструкции «Драккар» ребята уже много лет по документальным источникам воспроизводят одежду, оружие и манеру ведения боя славян-воинов IX—XI вв.
— На мне надета кольчуга — один из наиболее распространенных доспехов, и в данном случае — принадлежность богатого воина, — говорит Артем Пайвин, руководитель клуба исторического фехтования и реконструкции «Драккар». — Далеко не у всех были кольчуги. И были такие случаи, когда рыцарь отправлялся в поход, то для его облачения могли продать маленькую деревню. Настолько дорогим и трудоемким был процесс изготовления доспеха. Шлем, который на мне, сделан по аналогу, найденному в Воронежской области. Это костюм южнорусского дружинника. Меч каролинского типа.
По одежде можно было определить, какого роду-племени человек, его происхождение и социальный статус. На мне наряд славянской девушки IX—XI века. Льняная рубаха, поверх которой надета панева. Орнамент на одежде и украшения имели обереговые функции. Нож на поясе тоже больше для защиты, чем для нападения.
Славяне поклонялись языческим Богам — Перуну, Велесу и Макоши. Начиная с момента Крещения Руси, христианство теснит язычество. В захоронениях воинов-славян XI в. можно встретить нательные кресты.
— К концу X-XI вв. получают распространение кресты моравского типа, — продолжает Артем Пайвин. — Эти кресты — символы раннего христианства.
Ребята из клуба исторической реконструкции «Драккар» участвуют в раскопках, читают специализированную литературу и детально воспроизводят костюмы, амуницию и доспехи славянских племен IX—XI вв. Вся одежда сшита из натуральных материалов: кожи, льна, шерсти и шелка.
— Мы все делаем по конкретным находкам, крой туникообразный, под низом есть бельевая рубаха похожего кроя, все восстановлено по археологическим находкам, — рассказывает член клуба исторического фехтования и реконструкции «Драккар» Павел Николаев.
Исследования показывают, у славян не были популярны рыцарские поединки. У наших прадедов были свои развлечения. Широко известны кулачные бои по праздникам, «стенкой на стенку», чтоб помериться силушкой богатырской. Еще были распространены судебные поединки. Они описываются в письменных источниках, например, в «Русской правде».
Женщины были хранительницами очага, следили за домом, а также сеяли, пахали, ухаживали за домашним скотом и воспитывали детей.
Лунница — также распространенный обереговый символ на украшениях славянских женщин. Представительницы прекрасного пола во все времена были модницами, среди распространенных украшений того времени были бусы и браслеты. Наши предки верили: специальные знаки на одежде отпугивают злых духов и привлекают добрых.
Элина СЕМЕНЕНКО.