Обрести друзей и стать увереннее детям-инвалидам помогает развивающий досуг
Вопросы организации развивающего досуга для детей-инвалидов обсудили за круглым столом представители государственных и общественных организаций. Специалисты поговорили о том, как мотивировать родителей посещать с детьми самые разнообразные занятия.
Преодоление барьера
Чаще всего родители приходят к мысли о необходимости водить ребенка на кружки, когда ему исполняется 4—5 лет. При этом именно для такого возраста практически нет бесплатных занятий, а частные развивающие центры зачастую не по карману семьям, в которых растут дети с инвалидностью, говорят специалисты. Большинство государственных и муниципальных учреждений рассчитано на детей школьного возраста. Частично проблему решают общественные организации, как, например «Содействие ДИВО» в Красноармейском и ВРООСДИ в Центральном районе Волгограда. Но такие организации есть далеко не в каждом районе, и не у всех есть подходящие помещения и возможности оплачивать труд педагогов.
Сегодня благодаря программе «Доступная среда» многие социальные учреждения города стали открытыми для инвалидов. Мастер-классы, экскурсии и праздники для детей с инвалидностью проводит в рамках программы «Образование для ВСЕХ» и фонд «ДетскиеДомики».
— Программа работает с 2013 года. За это время ее участниками стали 80 детей, — пояснила координатор программ фонда в Волгоградской области Надежда Васильева.
Дети смогли научиться компьютерной грамоте, ознакомиться с различными профессиями, побывать на экскурсиях, посетить конный клуб, встретиться с паралимпийцами. Для родителей также проходили мастер-классы по занятиям с детьми и консультации психологов, педагогов, юристов и соцработников.
— Часть семей наших участников очень активно посещала мероприятия, а часть не очень. Мы стали разбираться в проблеме и заметили, что помимо физических барьеров, таких как банальное отсутствие лифта в доме, где живет ребенок, пользующийся инвалидной коляской, есть и психологические, — говорит Надежда Васильева. — Дети и родители не всегда охотно посещают городские праздники, опасаясь, что их будут сторониться.
Если как можно чаще включать детей с инвалидностью в обычную жизнь, приглашать их наравне с обычными детьми в клубы и кружки они станут намного увереннее в себе, начнут отчетливее представлять свое будущее в обществе. И обычные дети все меньше внимания обращают на их особенности, общаясь на равных.
— Мы очень хотим, чтобы в нашем городе становилось все больше мест, где вместе отдыхают, учатся и трудятся разные дети, с инвалидностью и без, — говорит Надежда Васильева.
Выбрать профессию помогут кружки
Одной из участниц круглого стола занятия в кружках помогли определиться с будущей профессией. Девушка с инвалидностью Светлана Кириченко рассказала о своей работе в Областной библиотеке имени Горького, и показала пример, как разнообразная творческая активность в детстве помогла ей выбрать профессию.
— Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно иметь увлечение, переходящее в дело жизни, — рассказала Светлана.
Девушка поделилась опытом создания на базе библиотеки клуба для молодых людей с инвалидностью, в котором участники сами определили наиболее интересные для них занятия и теперь с удовольствием их посещают.
Творческие кружки для детей с инвалидностью от трех до семи лет появились и в детском саду № 21.
— После организации творческих студий результаты занятий с логопедом у детей стали лучше. С помощью занятий в кружках удается развивать речь у ребят с ограниченными возможностями здоровья, — говорит учитель-логопед детского сада № 21 Ольга Епифанова. — Но принять всех инвалидов наше учреждение не может, так как не адаптировано для детей, передвигающихся на колясках. Хотя желающих немало.
Инклюзив в приоритете
По словам начальника отдела по работе с молодежью комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда Татьяны Терлецкой, в каждом районе города появился клуб, адаптированный для детей с инвалидностью.
— В Волгограде сейчас существуют 15 учреждений в сфере молодежной политики и около 100 молодежно-подростковых клубов и центров. Их двери открыты преимущественно для детей от 14 лет, но к нам ходят ребята и младшего возраста, — говорит Татьяна Терлецкая. — Мы понимаем трудности родителей с доставкой детей, поэтому эти центры сделаны как помещения полного обслуживания. Там адаптирована входная группа, все информационные стенды, туалеты, все проемы, напольные покрытия, залы для массовых мероприятий, есть пандусы и держатели.
Дети с инвалидностью занимаются в кружках и студиях вместе с обычными детьми, а активисты становятся волонтерами наравне со сверстниками и начинают сами организовывать занятия и мероприятия для младших.
В завершение круглого стола участники выработали ряд предложений по улучшению ситуации. Так, комитет молодежной политики предложил общественным организациям использовать помещения молодежных клубов, оборудованные по программе «Доступная среда», для проведения мероприятий. Еще одним предложением стала организация круглого стола с участием представителей здравоохранения и социальной защиты, ведь именно эти структуры наиболее плотно работают с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью, и могли бы распространять информацию о возможностях детских и молодежных центров.