Имена волгоградских авиаторов увековечены в камне
Около месяца назад в Международном аэропорту Волгоград была установлена мемориальная доска: на ней выгравированы имена заслуженных пилотов СССР. Многих из них бывший заместитель командира Волгоградского авиационного отряда Иван Важов знал лично. Он рассказал о тех, кто внес неоценимый вклад в развитие волгоградского воздушного флота.
— Как начиналась история Сталинградского аэропорта?
— Аэродром Воропаново, функционировавший у железнодорожной станции возле поселка Максима Горького, не удовлетворял растущие потребности города, и в 1952 году было принято решение о строительстве нового аэропорта. Его начальником назначили Ивана Панфилова — летчика, прошедшего войну. После победы он работал заместителем начальника аэропорта Шенефельд в столице Германии. Когда Иван Трофимович прибыл в Сталинград, на месте будущих воздушных ворот города неподалеку от поселка Гумрак была только взлетная полоса. Ее в свое время использовали немцы, бомбившие город, — в поле до сих пор находят снаряды, брошенные фашистами. Аэродром пришлось строить практически с нуля. Приступив к делу, Иван Панфилов начал создавать всю необходимую для полетов инфраструктуру. Эту работу продолжили и его последователи, в дальнейшем возглавлявшие аэропорт в Сталинграде.
— Что было сделано за эти годы?
— В первую очередь возводились ремонтные помещения, обновилась взлетно-посадочная полоса. Работать приходилось много, ведь на месте аэропорта не было практически ничего. Одновременно с мастерскими и аэровокзалом появлялись жилые помещения. Дома в поселке для авиаторов строились за счет самого предприятия. Здесь постепенно были возведены дома, магазин, котельная, медсанчасть, школа. Само собой, закупалась вся техника, нужная для нормального обеспечения полетов.
— Расскажите о летном составе тогдашнего аэропорта.
— Все это были настоящие профессионалы, главной целью которых стала безопасность пассажиров. Многие из летчиков основали целые династии, где ответственный подход к делу передавался из поколения в поколение. Гражданские перевозки в то время чередовались с химической обработкой полей, инструкторской деятельностью, то есть нагрузка на пилотов была достаточно большой — и они с честью справлялись с любой работой.
Среди сталинградских авиаторов есть заслуженные пилоты СССР, герои социалистического труда — например, Александр Чулков. Когда в начале полета пассажирам объявляли, что именно этот пилот будет обслуживать их рейс, люди понимали: они в надежных руках. А после мягкого приземления вставали и благодарили летчика. Таких примеров немало: Валентин Вязанкин, Владимир Дугин, Геннадий Дмитриенко, Константин Жвикевич, Николай Андрейчик, Геннадий Дмитриенко — все эти люди отдали авиации десятки лет и не допустили ни одного нарушения.
— За счет чего удавалось достигать таких результатов?
— Благодаря ответственности и дисциплине, ведь в авиации все должно быть доведено до автоматизма. Командиры уделяли огромное внимание разбору полетов — без этого не обходился ни один день. Пилоты регулярно проходили обучение, причем как в классах, так и на тренажерах. Конечно, нельзя не отметить и работу служб, которые готовили самолеты к рейсам. Сложно переоценить и заслугу синоптиков — они предоставляют данные о том, что необходимо знать летчику в полете. Нельзя не упомянуть и управление воздушного движения: диспетчер прокладывает маршрут полета, следит за тем, чтобы самолеты не столкнулись. Мягкость посадки зависит от чистоты взлетной полосы, за которую отвечает служба транспортного обеспечения. Получается, что результат достигается за счет слаженной работы многих подразделений и риск сводится к минимуму.
— Как на работе волгоградских авиаторов сказалась перестройка и наступившие за ней девяностые?
— Этот период деятельности аэропорта связан с именем заслуженного работника транспорта РФ Юрия Дмитриева, которого в 1986 году избрали командиром объединенного авиационного отряда. Благодаря его стараниям удалось значительно обновить инфраструктуру, отремонтировать взлетно-посадочные полосы. После этого аэродром смог принимать самолеты всех видов, даже самые тяжелые. В 1991 году были достигнуты наиболее высокие показатели пассажирских перевозок: из Волгограда вылетело 1 миллион 145 тысяч человек. А сам аэропорт получил статус международного.
В эти же годы многое было сделано для работников авиации. Так, в 1992—1993 гг. на Дону появилась база отдыха, куда приезжали пилоты и их семьи не только из Волгограда, но и из других городов.
Однако к середине 90-х ситуация изменилась: из-за экономического кризиса резко сократился пассажиропоток, упал объем перевозок, и для гражданской авиации наступили тяжелые времена.
— Как вы считаете, какое значение имеет открытие в аэропорту мемориала, посвященного заслуженным летчикам?
— В стихотворении, написанном мною к открытию памятной доски, есть такие строки:
За труд особый, благородный
Вы поднялись на пьедестал,
Для вечной памяти народной
Воздвигнут вам мемориал.
Хочется верить, что потомки сохранят память о тех, кто внес огромный вклад в развитие волгоградской гражданской авиации. На открытие мемориала пришли родственники пилотов, их коллеги из разных городов. Возлагая цветы к памятнику, многие из них не сдерживали слез. Это значит, что героический труд волгоградских авиаторов действительно очень важен, и память о них останется в веках.
Иван ШАМАЕВ.