16+
Подробности

Назад, в будущее

В Российские школы может вернуться выпускное сочинение

Президент России Владимир Путин поставил вопрос о возвращении в выпускные экзамены сочинений. Правительство свои соображения по этому поводу представит к 1 марта 2014 г. Весьма вероятно, что поправки будут приняты и уже к новому учебному году.

Чему учат в школе?

Разговоры о необходимости возвращения выпускного сочинения начались сразу же после его отмены, т. е. пять лет назад. Учителя-словесники недоумевали, как можно судить об уровне владения русским языком по тестовым заданиям. Эссе на заданную тему, включенное в ЕГЭ и заменившее привычное сочинение, должно было включать минимум 150 слов. Для наглядности: у Льва Толстого одно предложение может быть длиннее, чем такое эссе.

А спустя несколько лет оказалось, что у детей снизились когнитивные способности: пострадали логика, память, воображение.

Образование в хорошем тоне

Школьное сочинение — традиция, уходящая корнями даже не в советский, а в дореволюционный период истории. В царской России каждый выпускник лицея или гимназии должен был уметь грамотно излагать свои мысли письменно. Возьмем хотя бы выпускников Царскосельского лицея — все они стали поэтами, прозаиками. И это при том, что лицей профилировался на подготовке государственных служащих. Преподавание же изящной словесности просто считалось признаком хорошего тона, например, «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М. Стасюлевича в 1906 г., предлагал старшеклассникам следующие темы для сочинений: «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «О скоротечности жизни», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории». Казалось бы, не так уж все они и сложны, но в то же время подразумевают определенный интеллектуальный уровень выпускника. Причем акцент делался совсем не на литературоведение, а на умение мыслить, рассуждать. При этом проверялось знание классической риторики, философии, психологии, а не литературных терминов.

Очередной луч света

Совсем другой подход к сочинению сложился в советской практике. Любому культурному явлению давали четкую и однозначную оценку. Сказано, что Катерина у Островского — «луч света в темном царстве», так и пиши по Добролюбову. И попробуй только предположить, что она не «луч» или что «царство не темное». Вот такое творческое начало...

Правда, и тут все не так однозначно. С одной стороны, у выпускника оставались твердые знания и о произведении, и о его трактовке: ведь старшее поколение до сих пор цитирует «Онегина» целыми страницами, в то время как иной современный школьник едва ли вспомнит о «дяде самых честных правил».

С другой стороны, кому нужен пересказ критических статей, написанных более ста лет назад? Критика того же Добролюбова или Белинского потому и была популярна, что обращалась к явлениям, актуальным для своего времени, что уже не является таковым для школьника XXI в.

Как это будет

Главный вопрос состоит даже не в том, возвращать ли выпускное сочинение, другой такой формы проверки знаний, как на ладони демонстрирующей не только владение русским языком, но и общий уровень развития, просто нет. Тесты и пара предложений, гордо названных «эссе», в этом плане не могут стать адекватной заменой.

Проблема в том, чтобы сделать процесс написания текста действительно творческим, но при этом разработать объективные критерии оценки этого творчества. Ведь это все-таки выпускной экзамен, от которого зависит будущность молодого человека.

Единственный путь к идеальному в этом отношении сочинению — сочетание дореволюционной и советской традиций, ориентированных соответственно на психологию и на литературоведение. Нестандартный, живой подход к написанию выпускного сочинения возможен только в одном случае — если ученику действительно будет интересно то, о чем он пишет. Пусть он проиллюстрирует актуальные для него проблемы примерами из классики, раскроет содержание литературоведческого термина, но вместе с тем не будет к ним привязан. Те же самые вечные проблемы вполне можно подать так, что современный выпускник сам захочет добавить что-то новое.

Иван ШАМАЕВ.

От автора:

— Мое поколение было одним из первых, столкнувшихся не с выпускным сочинением, а с тем самым тестом и эссе в 150 слов. И вот что интересно: половина того эссе у меня уже была заранее подготовлена по памяти, еще до получения темы. Есть определенные шаблоны, в рамки которых можно загнать практически любой текст. Экзаменаторов получающийся на выходе набор стереотипов полностью устраивает. Сейчас даже выпускают специальные брошюры с наборами таких шаблонов. В итоге проверяется способность выпускника складывать слова в грамматически верные предложения, больше ничего. Само собой, нужно менять систему экзамена и учить выпускника писать серьезный осмысленный текст.

Ирина ФОМИНА, председатель комитета по образованию Волгоградской городской Думы:

— К инициативе отношусь положительно, так как считаю, что сочинение наглядно демонстрирует, насколько хорошо выпускник владеет письменной речью. В то же время у ученика должно быть право выбора экзамена. Было бы неправильно просто добавить еще одну форму проверки знаний к тем, что уже имеются, — это приведет к перегрузкам. Школьник должен иметь возможность выбрать ту форму проверки, которая поможет ему лучше продемонстрировать его знания и поступить в выбранный вуз.

Екатерина ПАВЛОВА, учитель русского языка:

— Зачем вообще нужно было убирать сочинение? Чтоб через несколько лет его возвращать? От всех этих экспериментов в первую очередь страдают дети. Одно дело — эссе на полстраницы, совсем другое — полноценный многостраничный текст-рассуждение. Перестроиться не так уж легко. Впрочем, само возвращение сочинений в выпускной экзамен я полностью поддерживаю.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

10:38, Общество

Гидрометцентр: в Волгоград пришла весна

10:36, Происшествия

Два человека погибли в ДТП на волгоградской трассе

10:22, Происшествия

Еще один поселок в Волго-Ахтубинской пойме может быть признан незаконным

10:22, Общество

Что советует народный календарь 10 марта, чтобы беды обошли дом

10:20, Происшествия

Геомагнитный хаос испытывают волгоградцы 10 марта

10:03, Общество

Что делать, если от неизвестных поступили деньги, объяснили волгоградцам

09:59, Происшествия

Жители юга Волгограда услышали сирены ночью

09:50, Общество

Состоялась рабочая встреча Андрея Бочарова и Анны Поповой

09:43, Происшествия

250 кг непонятной молочки нашли под Волгоградом

09:43, Транспорт
Фото: Администрация Волгограда

В Волгограде на линию вышел новый автобус №51к

09:38, Общество

Счастливый волгоградец выиграл в лотерею миллион рублей

09:24, ЖКХ

В Волгоградской области задумались о создании государственных УК

09:21, Общество

Волгоградская область изменила позицию в рейтинге по трудоустройству

09:21, Происшествия

Подросток без прав чуть не убил в ДТП подругу под Волгоградом

08:41, Общество

Еще больше волгоградцев получат бесплатную помощь юристов

08:17, Спорт

Волгоградский «Ротор» 10 марта сыграет в Калининграде

07:48, Транспорт

В Волгограде повысят штрафы за перевозку детей без кресел

07:18, Здоровье

В Волгограде подешевели 6 жизненно важных лекарств

06:58, Происшествия

Под Волгоградом в ДТП с фурой погибли два человека

06:26, Происшествия

В Волгограде Opel влетел в опору моста, водитель погиб

Календарь