16+
Подробности

Назад, в будущее

В Российские школы может вернуться выпускное сочинение

Президент России Владимир Путин поставил вопрос о возвращении в выпускные экзамены сочинений. Правительство свои соображения по этому поводу представит к 1 марта 2014 г. Весьма вероятно, что поправки будут приняты и уже к новому учебному году.

Чему учат в школе?

Разговоры о необходимости возвращения выпускного сочинения начались сразу же после его отмены, т. е. пять лет назад. Учителя-словесники недоумевали, как можно судить об уровне владения русским языком по тестовым заданиям. Эссе на заданную тему, включенное в ЕГЭ и заменившее привычное сочинение, должно было включать минимум 150 слов. Для наглядности: у Льва Толстого одно предложение может быть длиннее, чем такое эссе.

А спустя несколько лет оказалось, что у детей снизились когнитивные способности: пострадали логика, память, воображение.

Образование в хорошем тоне

Школьное сочинение — традиция, уходящая корнями даже не в советский, а в дореволюционный период истории. В царской России каждый выпускник лицея или гимназии должен был уметь грамотно излагать свои мысли письменно. Возьмем хотя бы выпускников Царскосельского лицея — все они стали поэтами, прозаиками. И это при том, что лицей профилировался на подготовке государственных служащих. Преподавание же изящной словесности просто считалось признаком хорошего тона, например, «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М. Стасюлевича в 1906 г., предлагал старшеклассникам следующие темы для сочинений: «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «О скоротечности жизни», «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории». Казалось бы, не так уж все они и сложны, но в то же время подразумевают определенный интеллектуальный уровень выпускника. Причем акцент делался совсем не на литературоведение, а на умение мыслить, рассуждать. При этом проверялось знание классической риторики, философии, психологии, а не литературных терминов.

Очередной луч света

Совсем другой подход к сочинению сложился в советской практике. Любому культурному явлению давали четкую и однозначную оценку. Сказано, что Катерина у Островского — «луч света в темном царстве», так и пиши по Добролюбову. И попробуй только предположить, что она не «луч» или что «царство не темное». Вот такое творческое начало...

Правда, и тут все не так однозначно. С одной стороны, у выпускника оставались твердые знания и о произведении, и о его трактовке: ведь старшее поколение до сих пор цитирует «Онегина» целыми страницами, в то время как иной современный школьник едва ли вспомнит о «дяде самых честных правил».

С другой стороны, кому нужен пересказ критических статей, написанных более ста лет назад? Критика того же Добролюбова или Белинского потому и была популярна, что обращалась к явлениям, актуальным для своего времени, что уже не является таковым для школьника XXI в.

Как это будет

Главный вопрос состоит даже не в том, возвращать ли выпускное сочинение, другой такой формы проверки знаний, как на ладони демонстрирующей не только владение русским языком, но и общий уровень развития, просто нет. Тесты и пара предложений, гордо названных «эссе», в этом плане не могут стать адекватной заменой.

Проблема в том, чтобы сделать процесс написания текста действительно творческим, но при этом разработать объективные критерии оценки этого творчества. Ведь это все-таки выпускной экзамен, от которого зависит будущность молодого человека.

Единственный путь к идеальному в этом отношении сочинению — сочетание дореволюционной и советской традиций, ориентированных соответственно на психологию и на литературоведение. Нестандартный, живой подход к написанию выпускного сочинения возможен только в одном случае — если ученику действительно будет интересно то, о чем он пишет. Пусть он проиллюстрирует актуальные для него проблемы примерами из классики, раскроет содержание литературоведческого термина, но вместе с тем не будет к ним привязан. Те же самые вечные проблемы вполне можно подать так, что современный выпускник сам захочет добавить что-то новое.

Иван ШАМАЕВ.

От автора:

— Мое поколение было одним из первых, столкнувшихся не с выпускным сочинением, а с тем самым тестом и эссе в 150 слов. И вот что интересно: половина того эссе у меня уже была заранее подготовлена по памяти, еще до получения темы. Есть определенные шаблоны, в рамки которых можно загнать практически любой текст. Экзаменаторов получающийся на выходе набор стереотипов полностью устраивает. Сейчас даже выпускают специальные брошюры с наборами таких шаблонов. В итоге проверяется способность выпускника складывать слова в грамматически верные предложения, больше ничего. Само собой, нужно менять систему экзамена и учить выпускника писать серьезный осмысленный текст.

Ирина ФОМИНА, председатель комитета по образованию Волгоградской городской Думы:

— К инициативе отношусь положительно, так как считаю, что сочинение наглядно демонстрирует, насколько хорошо выпускник владеет письменной речью. В то же время у ученика должно быть право выбора экзамена. Было бы неправильно просто добавить еще одну форму проверки знаний к тем, что уже имеются, — это приведет к перегрузкам. Школьник должен иметь возможность выбрать ту форму проверки, которая поможет ему лучше продемонстрировать его знания и поступить в выбранный вуз.

Екатерина ПАВЛОВА, учитель русского языка:

— Зачем вообще нужно было убирать сочинение? Чтоб через несколько лет его возвращать? От всех этих экспериментов в первую очередь страдают дети. Одно дело — эссе на полстраницы, совсем другое — полноценный многостраничный текст-рассуждение. Перестроиться не так уж легко. Впрочем, само возвращение сочинений в выпускной экзамен я полностью поддерживаю.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

04:00, Общество

С сентября в Волгограде еще больше участников СВО могут оформить вторую госпенсию

02:35, Общество

Что нельзя делать 20 сентября, на Луков день

00:40, Общество

Волгоградцев может ожидать дождливая погода 20 сентября

19 Сен, Общество

В Волгоградской области выявили более 100 нарушителей на маршрутном транспорте

19 Сен, Культура

Волгоградский Казачий театр выступит на фестивале в Новороссийске

19 Сен, Общество

Волгоградцы все чаще оформляют социальные выплаты через Госуслуги

19 Сен, Происшествия

Смертельное тройное ДТП произошло на трассе под Волгоградом

19 Сен, Общество

41-е финальные соревнования сельских спортивных игр стартовали в Волгоградской области

19 Сен, Происшествия

В Волгограде мужчина избил знакомого в ходе пьяного конфликта

19 Сен, Общество

В волгоградском ЦПКиО «Русские горки» осветят 10 тыс. светодиодов

19 Сен, Общество

Участницы финала «Зарницы 2.0» из Бурятии впервые прыгнули с парашютом в Волгограде

19 Сен, Общество

В Волгограде прошла конференция «Война и мир писателя Евгения Лесникова»

19 Сен, Общество

В пилотный проект «Яндекс Карты» вошел автомаршрут по Волгоградской области

19 Сен, Происшествия

Как волгоградцев обманывают при покупке цветов

19 Сен, Здоровье

Приложение для арт-терапии детей с эпилепсией разрабатывают в Волгограде

19 Сен, Образование

В Волгоградской области появится сеть методических центров для системы СПО

19 Сен, Общество

Что нельзя делать 20 сентября, чтобы не стать нищим

19 Сен, Общество

Ущерб от залива квартиры взыскал суд под Волгоградом

19 Сен, Общество

43-я Конференция ЮРПА проходит в Волгограде

19 Сен, Общество

1482 тысячи тонн сена и соломы заготовили волгоградские аграрии

Календарь