Наши бабушки и дедушки играли в попов, гоняли козонки и бились на ходулях
История пупса
Вот и наступили долгожданные каникулы. Однако сегодняшние дети проводят время на свежем воздухе в разы меньше, чем их ровесники еще 30—40 лет назад. Современная детвора в основном проводит досуг за телевизором и компьютером. А как отдыхало подрастающее поколение Царицына в прошлом веке, когда этих достижений прогресса еще не было?
Клеком по чижику
Век назад детские забавы проходили в основном на свежем воздухе, и игр находилось множество. В них нужно было проявлять силу, ловкость, смекалку, меткость, быструю реакцию. Как правило, забавы не требовали специальных дорогостоящих приспособлений, хотя развивали и дух соперничества, и азарт. Обычно играющие в команду подбирались по возрасту. Самые популярные, но забытые сегодня — горелки, козонки, лапта, клек, чижик и городки. И если горелки и лапта еще известны старшему поколению, то клек и козонки уже покрыты пылью забвения. Однако обо всем по порядку. Итак, козонки — это уже употребленные в пищу и высушенные суставы ног свиньи. Они обретали вторую жизнь в детских игрищах. Правила игры несложные: на одной линии устанавливались козны в ряд и метким ударом с определенного расстояния нужно было выбить какой-либо козонок, который становился собственностью победителя. Козонки устанавливались солдатиками — один близ другого или в колонну один за другим.
Еще одна чрезвычайно популярная век назад забава — клек — не требовала много места: в нее играли во всех дворах и переулках Царицына. Клеком назывался небольшой по форме деревянный чурбачок цилиндрической формы, который устанавливался в очерченном квадрате, по обе стороны от него рисовали две черты. С одной стороны играющий бил по клеку битой, а с противоположной старались отбить.
Наши бабушки и дедушки, наверное, еще помнят игру в чижик. Эта забава немного похожа на клек. Чижиком называлась заостренная с двух сторон небольшая палочка. Ее также клали вдоль очерченного четырехугольника, играющий бил палкой по заостренному концу, приподнимая чижик в воздух, и повторным ударом отправлял его как можно дальше. Второй играющий стремился от места приземления чижика вернуть его в квадрат. Игра требовала сноровки и меткости.
Более известна сегодня игра в горелки. Ее правила просты и незатейливы. Играющие вставали парами друг за другом, впереди стоял так называемый горящий. Он кричал: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!», хлопал в ладоши, и впереди стоящая пара бежала врозь, чтобы потом соединиться. Горящий же должен был поймать кого-то, и если ему это удавалось, он становился сзади, образовав с пойманным пару. А не пойманный вставал гореть, то есть становился водящим.
Эти игры были в основном привилегией мальчиков. Также чисто мальчишескими была чехарда, игры в козла и в ножички.
Запустить монаха
Прекрасный пол увлекался преимущественно игрой в мяч. И здесь были свои строгие правила. Так, о стенку мяч нужно было ударить сначала правой рукой, затем левой, потом двумя, затем комбинированно, с поворотами тела и ударами головой. С каждым ударом фигуры усложнялись. Удары выполнялись на счет. Как и сегодня, юные прелестницы играли в классы и прыгали через скакалку. Немало ребят — как мальчиков, так и девочек — гоняли обруч. Обычно он был выкрашен в желтую краску, покрыт лаком и продавался вместе с палочками в игрушечных магазинах. Но частенько дети использовали не покупной, а обруч с кадушки или бочки.
Чрезвычайно популярными были ходули. На них устраивали целые сражения. Весной пускали по бегущим ручейкам маленькие лодочки с резиновыми моторчиками. Многие увлекались запуском змеев. Детям из зажиточных семей покупали коробчатых змеев, обтянутых материей. Их приносили продавать во дворы китайцы-коробейники. Детвора победнее довольствовалась простецкими змеями — монахами. Обычно змей изготавливался из листа плотной бумаги, на которой по диагонали крест-накрест наклеивались легкие дранки. Верхняя дранка стягивалась в слегка закругленную форму, к ней приделывался хвост, привязывалась суровая нитка, и змей запускался с крыши дома. Удерживать высоко поднявшегося змея на длинной нитке, слегка его подергивая, называлось таранить. Часто к змеям привязывались письма — на нитку нанизывались кусочки бумаги, которые ветром относились к маячившей в вышине точке с хвостом. Иногда к поперечной нитке, стягивающей верхнюю дранку, прикреплялся бумажный лист — трещотка. Тогда змей издавал треск от колышащейся на ветру бумаги. Радости юного владельца не было предела!
Спортсменка, школьница, врач
И, конечно, во все времена девочки любили играть в дочки-матери. Однако куклы, выпускавшиеся сто лет назад, разительно отличались от современных Барби и Кенов. Самые ранние куклы — начала ХХ в. — были с фарфоровыми холодными лицами не девочек, а взрослых барышень. Их выписывали из Парижа своим дочерям богатые царицынские купцы. У кукол было все: от миниатюрной мебели из красного дерева, фарфоровых ванн, разнообразной утвари до косметики и даже пуховок для пудры или флакончиков сельтерской воды. Качество их гардероба поражает: все вещи сшиты по взрослой технологии. Здесь и сложнейшая обработка деталей, подкладки, выделка перчаток. Обувь шилась тоже по-взрослому: из натуральной кожи, на каблучке, с обязательным добавлением клейма мастера. Стоили такие куклы целое состояние.
В 20-е гг. ХХ в. высокомерных недотрог сменили жизнерадостные пупсы из целлулоида — бесполые голыши нежно-розового цвета. Руки, ноги и голова у них скреплялись между собой внутри пустого тельца резинками. Появились и куклы-самоделки: фабрики выпускали кукольный бюст — голову на плечиках, а туловище с ручками-ножками для кукол шили артели или мамы. Но вскоре — в годы НЭПа — куклы были объявлены буржуазным пережитком. Невинных пупсов изымали даже из детских садов, поскольку считалось, что те культивируют в малышках ранние материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы с идейным содержанием — например, безобразно толстые попы, которые призваны были воспитывать у детей антирелигиозные чувства. Среди других специализаций, востребованных изготовителями кукол, были спортсменка, школьница, врач. Отечественные куклы 40-х гг. из прессованного опила, тщательно загрунтованного, отчего лица у кукол казались напудренными. Эти куклешки с полуоткрытыми ртами очень нравились девочкам — их можно было кормить и поить по капельке.
Инга ИВАНОВА