Обжорка, разорительница, Комоедица
Масленица, или Комоедица, — древнейший праздник земледельческих культов, дошедший до нас со времен мезолита. Для наших предков-славян это была торжественная встреча даруемой небом Весны священной. Для нас нынешних — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и возрождения природы.
Карнавал по-русски
В Царицынском форштадте Масленица издавна была любимейшим праздником после Рождества и Нового года. В течение недели перед Великим постом царицане гуляли, пели, бились на кулачках, раздавали милостыню. На всех площадях города гремели широкие ярмарки — везде блины с разнообразными начинками, кипящие двухведерные самовары с чаем и сбитнем.
Блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Но блины были еще и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал родительский день. В дни Масленицы славяне прославляли языческого бога Велеса — покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. Поедая блины, царицане приговаривали: «У Власия и борода в масле».
Долгое время на Руси Масленица была началом нового года, ведь до XVIIв. он начинался 1 марта. Считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе честной, широкой, обжорной, а еще разорительницей.
Вот как вспоминал эти дни англичанин Коллинс, служивший в середине XVII в. врачом у царя Алексея Михайловича: «На Масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем». По рассказам Коллинса, после этого праздника по городу тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях — любимой масленичной забаве. Другой путешественник, саксонец Шлейссингер, побывавший проездом в Царицыне в конце XVII в., рассказывал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности». По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, русские, пожалуй, сродни итальянцам: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется».
В порванных портках
На главных площадях Царицына ставились качели, но нередко для отчаянных удальцов эта забава становилась причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих подданных. Воеводы рассылали по городам царские указы, запрещая частное винокурение, требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися». Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. А еще царицане просто обожали биться на кулачных боях.
«Кулачные бои стенка на стенку на льду Царицы между бутырскими и зацарицынскими мясниками кончались кровопролитием. Часто дрались и бабы. Однажды кинулись их разнимать мужья, но и они сцепились между собой, в остервенении катаясь по земле. Пришлось разливать всех водой», — пишет краевед Галина Андрианова.
А вот как вспоминал один из боев в Царицыне наш земляк, впоследствии известный силач Иван Заикин: «В последний день Масленицы еще с утра собираются все горожане от мала до велика. Начинается с традиционной стенки, когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».
И жизнь, и слезы, и любовь...
Широкая Масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достаток, о котором судили по нарядам и угощению, и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте. Вот как краевед XVIII в. Никифор Максимов писал о празднике: «Всюду весело, оживленно, жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка...»
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Волга замерзала, по ней, как по тракту, выезжали все, у кого был конь. По льду наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санями, крытыми ковром, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармошки. Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели. Особый шарм санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой молодые ездили по улицам «казать себя», нанося визиты родным и знакомым. Новоженов и помолвленных узнавали сразу по счастливым лицам, щегольским нарядам и по тому, что им положено было ездить обнявшись.
Главное угощение на Масленицу — блины — пеклось и поедалось в несметных количествах. В ресторанах и трактирах в эту неделю вместе с карточкой меню на столах лежали отпечатанные поздравления в стихах, украшенные яркими рисунками. На каждый день Масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — Встреча Масленицы, во вторник — Заигрыши, среда — Лакомка: тещи приглашали зятьев на блины. В Широкий четверг проходили санные катания. В пятницу на Тещины вечерки зятья звали тещ на угощение. В субботу были Золовкины посиделки. Воскресенье называлось Прощеным днем. Француз Жорж Маржерет, служивший в России в начале XVII в., рассказывал, что русские в этот день «ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками, даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: «Простите меня, прошу вас», — на что отвечают: «Бог вас простит, и меня простите тоже».
ВРЕЗКА: Старинный рецепт блинов с припеком
3 яйца, соль, сахар, 5 г дрожжей, 0,5 кг муки, 0,5 л молока и 100 г растительного масла.
Хорошо взбить яйца с сахаром и солью, добавить растительное масло и дрожжи. Влить половину теплого молока. Всыпать половину муки, перемешать, поставить опару в тепло для подъема.
Приготовить грибной припек: измельчить грибы, мелко нарезать лук и обжарить все на растительном масле.
Для второго припека мелко порубить соленую красную рыбу, добавить измельченную зелень и полить соком лимона.
В подошедшую опару добавить оставшиеся молоко и муку. Тесто довести до консистенции жидкой сметаны.
Налить тесто на сковороду и, пока оно не запеклось сверху, добавить начинку. После того как поджарится нижняя сторона блина, перевернуть его припеком вниз.