Право россиян на самооборону могут расширить
В Госдуме рассмотрят вопрос об изменении пределов самообороны. Россиянам могут расширить право на применение оружия в том случае, если преступник угрожает их жизни и здоровью. Речь идет о применении концепции «мой дом — моя крепость», согласно которой гражданин может любым способом защищать себя от злоумышленника, проникшего в его жилище. Инициатором законопроекта выступил вице-спикер Государственной Думы Игорь Лебедев.
Наказание для жертвы
Согласно действующему законодательству причинить вред злоумышленнику россиянин может только в том случае, если возникает непосредственная опасность для жизни и здоровья. При этом необходимо соблюдать «пределы необходимой самообороны», которые достаточно расплывчаты. На практике суды зачастую наказывают именно жертв. Вас «всего-то» хотели ограбить, а вы выстрелили в злоумышленника? Неслыханная жестокость, получите срок: до двух лет лишения свободы за убийство и до года за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Получается, что если к вам ночью в дом пробрался злоумышленник, необходимо сначала поинтересоваться целью его визита. «Вы, милейший, зачем пожаловали? Убивать меня не собираетесь? Или мне за ружьем сбегать?»
— Если гражданин защищает собственный дом, собственную семью, себя, применяет оружие против бандита, залезшего в его дом, это не должно караться наказанием, считает автор проекта о расширении прав на самооборону Игорь Лебедев.
Попытки внести изменения в закон предпринимались и ранее. Один из идеологов концепции «Мой дом — моя крепость» полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский предлагал обсудить сложившуюся ситуацию на пленуме Верховного суда. В этом году на сайте «Российская общественная инициатива» предложение о расширении прав на самооборону получило более ста тысяч голосов. Однако каждый раз «доктрина крепости» не получала законодательного одобрения. На этот раз инициаторы проекта предлагают поместить текст документа на электронном портале, рассмотреть все плюсы и минусы, а лишь затем отправлять на рассмотрение в Госдуму.
Особенности национальной самообороны
Противники расширения прав на самооборону указывают на то, что такие изменения повлекут за собой увеличение числа преступлений, а также неоднозначность их трактовки. Типичная ситуация, когда собутыльники распивают алкоголь в доме у одного из приятелей, а потом вечеринка заканчивается поножовщиной, станет двусмысленной. С одной стороны, налицо обычное бытовое преступление. С другой — гость явно продемонстрировал агрессию в отношении хозяина дома, а тот применил свое законное право на защиту.
Одним из главных доводов оппонентов «доктрины крепости» является ссылка на менталитет. Дескать, разреши русскому безнаказанно палить из ружья в собственном доме — и он начнет это делать с завидной регулярностью. Сторонники расширения прав на самооборону такие аргументы считают безосновательными и даже расистскими. Как показывает исторический опыт, в Российской империи даже крепостные имели право хранить дома огнестрельное оружие и не слишком спешили им пользоваться при первом удобном случае. Во многих странах «доктрина крепости» успешно применяется на протяжении многих лет — так почему же в России она приведет к разгулу преступлений?
— Любой, кто входит в мой дом и на мою территорию, должен осознавать, что рискует получить пулю в лоб, для того чтобы у преступников, даже у пьяных, на уровне инстинкта было заложено, что это опасно, — разъясняет суть доктрины Михаил Барщевский.
Права и обязанности
Право защищать частную собственность любыми способами декларировалось еще в Римской империи. Сейчас этого принципа придерживается большинство западных стран.
Наиболее развита «доктрина крепости» в США. Там фермер, услышавший ночью подозрительный шум на участке, вполне может сначала выстрелить на звук и лишь потом поинтересоваться, кто к нему пожаловал. Американские законы также переносят ответственность за любые смерти, случившиеся во время преступления, на нападающих. Например, если преступник грабит бабушку, а у нее в это время отказывает сердце, его судят за причинение смерти. И даже в том случае, если трое бандитов врываются к кому-либо в дом, а жертва оказывается не робкого десятка и на месте пристреливает одного из злоумышленников, обвинение в убийстве получают двое выживших.
В Израиле аналог доктрины прописан в священной книге. «Если в подкопе обнаружен вор и ударили его так, что он умер, нет за него кровной вины», — гласит текст писания, по легенде переданного Моисею самим творцом. Этот принцип и лег в основу израильского законодательства.
Англия, Бельгия, Австралия, Канада в ХХ в. решились на исключение малейшей самостоятельности граждан в вопросах самозащиты. Однако сейчас они все равно принимают поправки к законодательству, похожие на «доктрину крепости».
Тут необходимо подчеркнуть одну важную деталь: чем шире круг возможностей для применения оружия, тем труднее его получить. «Доктрина крепости» подразумевает нешуточную ответственность: едва ли кому-то придет в голову просто так палить в воздух от избытка чувств. За счет этого достигается гармония между правом на защиту и ответственностью за использование средств самообороны.
Иван ШАМАЕВ.
От автора:
— За последние несколько лет мы не раз сталкивались с громкими делами, когда за решеткой оказывалась жертва. Самое удивительное, что общественность сходилась во мнении, что приговоры либо слишком строги, либо вовсе несправедливы, но в то же время любые попытки законодательных изменений ни к чему не приводили. Теперь даже тот, кто может дать отпор злоумышленнику, крепко задумается, стоит ли это делать. Преступник прекрасно знает об этих сомнениях, поэтому и ведет себя так нагло. «Доктрина крепости» должна навести порядок в умах, отучить нас бояться отстаивать свои базовые права.
Юрий ГАВРИЛОВ, юрист:
— Я бы не стал называть «доктрину крепости» панацеей. Более того, ее принятие отнюдь не гарантирует немедленного сокращения числа преступлений. Последствия более глубоки и проявляются со временем. Во-первых, это уважение к другому человеку и его собственности — на данном принципе построена вся западная цивилизация. Во-вторых, увеличение личной ответственности. Однако все эти эффекты долгосрочны, а вот сразу после принятия закона едва ли удастся избежать проблем: некоторые горячие головы будут склонны трактовать свое право на самооборону уж слишком широко.
Алексей ВОЛОЦКОВ, депутат Волгоградской городской Думы. Считаю рассматриваемую меру разумной. Осознание того, что в доме может находиться оружие, которым не побоится воспользоваться хозяин, станет мерой, сдерживающей преступников. В то же время необходимо увеличить контроль за тем, чтобы средства самообороны не использовались в качестве аргумента при внутрисемейных проблемах, исключить доступ детей к опасным предметам. В общем, инициативу я оцениваю положительно, но есть такие моменты, над которыми необходимо еще поработать до принятия закона.