Органист из Лейпцига Штефан Киссилинг — о музыке Баха и современных слушателях
В Волгограде с единственным концертом выступил органист из г. Лейпцига Штефан Кисслинг. После концерта Штефан поделился с читателями «Городских вестей» своими мыслями об игре на органе, Бахе и современных слушателях.
У себя на родине в Германии Штефан играет в церкви Святого Фомы в г. Лейпциге, известной тем, что под ее сводами в течение долгих лет работал регентом церковного хора Иоганн Себастьян Бах. В его стенах исполнял свои произведения и Вольфганг Амадей Моцарт. В напряженном графике музыканта находится место преподавательской деятельности в консерватории г. Котбутса, для записи музыки на радио. Кроме этого Штефана часто приглашают в качестве члена жюри на многие музыкальные конкурсы.
Диалог культур на языке органа
— Ты уже не в первый раз выступаешь в Волгограде. Почему именно наш город?
— Мне очень нравится ваш город. Я приехал к вам уже во второй раз, и с радостью посетил бы Волгоград еще. У города есть свое лицо, он производит очень сильное впечатление и не оставляет равнодушным, затрагивая самые глубокие нотки в душе.
— Штефан, ты часто выступаешь с концертами. И не только в соборах, но и на крупных сценических площадках. Где орган звучит лучше и гармоничнее для восприятия?
— Есть концертные залы, в которых звук получается таким же, как и в церкви. Но в большинстве случаев в церкви орган звучит иначе. Он изначально был церковным инструментом. Сводчатые потолки и акустика собора придают этому инструменту особое звучание.
— А должен ли органист быть верующим человеком?
— Он не обязательно должен быть верующим. Но на органиста всегда оказывает влияние место, где он играет. Если органист верит в Бога, то церковь и сама музыка откладывают отпечаток и влияют духовно, и не только на слушателей, но и на органиста в том числе.
— В России религиозность и любовь к органной музыке не всегда связаны. А в Европе?
— Большинство композиторов, писавших произведения для органа, прорабатывали религиозные моменты. Поэтому даже если в России эти вещи разделены, все равно органная музыка в большинстве своем — это музыка, которая связана с религией. В нее изначально уже вложена частичка религии. В Европе органная музыка в храме — это то, что создает особый молитвенный настрой.
4 вопроса органисту
— Тебе доводилось играть на старинных органах? Современные органы — они лучше старых?
— Я играю на органах всех времен. Нельзя сказать, какие из них лучше — старинные или современные. Я бы сказал так: они другие.
— В Лейпциге ты играешь в церкви Св. Фомы. Это накладывает отпечаток?
— В этом соборе служил регентом, дирижером Иоганн Бах. Там же находится и его могила. И это откладывает определенный отпечаток. Не могу точно выразить, в чем это выражается и как это происходит.
— Произведения какой эпохи ты в основном играешь? Что больше нравится исполнять?
— Я люблю играть сочинения Баха и произведения, которые были примером для Баха, Букстфуде. Но музыка Баха для меня неотделима от других. Есть композиторы, которые выражали свои чувства и эмоции еще с большей глубиной, чем Бах. Хотя люблю исполнять произведения этого композитора. Бах был очень прилежным… И свои духом он мог довести произведения до совершенства.
— Чем сегодня можно удивить публику?
— Надо быть очень аккуратным и иметь тонкое чувство грани. Не всегда публика хочет удивляться… Есть люди, которые хотят слышать только то, к чему они привыкли, и то, что они знают. Нужно играть так, чтобы удовлетворить их потребности и в то же время показать им какие-то новые вещи. Некоторые музыканты в своей игре опираются на множество исторических источников. Такая музыка звучит академически. А музыку нужно воспринимать не только научно, она должна быть близка людям.
Автор выражает благодарность за помощь в переводе Марине Осадшей
и за предоставленные фотографии музею-заповеднику "Старая Сарепта".
Ольга БОНДАРЕВА.