«Как через мясорубку пропустили»: мама умершего в СИЗО-1 волгоградца назвала возможный повод для его гибели
Роза Расулова не верит, что 22-летний сын добровольно решил уйти из жизни.
В конце октября в СИЗО-1, расположенном в Центральном районе Волгограде, в камере нашли тело 22-летнего Равиля Расулова. Официальная причина смерти – самоубийство. Но его мама уверена, что сын не мог совершить подобного. Она рассказала «Городским вестям», почему с ним могли расправиться в застенках следственного изолятора.
Равиля задержали 26 июня этого года. Его поместили в СИЗО-4 в Красноармейском районе. Маме не давали официального разрешения на встречи и звонки. Но молодой человек находил возможности передать весточку семье. И, как говорит Роза, сын не на что до октября не жаловался.
– В Советском районе двое ребят делали закладки с наркотиками. Мой сын и еще трое его приятелей предупредили их, чтобы они не торговали этим. Сколько раз я ему говорила: «Равиль, тебя это не касается, не лезь, не лезь в эти дела, это тебе не нужно». А он мне отвечал: «Мам, они же чужих детей травят, закладки делают». Сын с друзьями предупредил торговцев один раз, второй, а на третий раз, как я поняла из дела, поставил их на деньги. После чего Равиля с приятелями и задержала полиция. И три месяца в СИЗО-4 все было нормально. Насколько я знаю, избиений в это время не было, – рассказала предысторию Роза Расулова.
По ее словам, события, которые привели к гибели ее ребенка, начались примерно недели за три до трагедии. Об этом она узнала уже после смерти Равиля.
– Мне сказали, что у него начали выбивать ответы на вопросы перед камерой, чтобы он признался, что сотрудничает с руководством СИЗО. Ему угрожали, хотели, чтоб он сдал приятелей, что-то такое. Но он у меня человек с характером, и, я думаю, не смог переступить через себя и дать им те ответы, которые они пытались выбить, – пояснила женщина.
Первую жалобу от сына за всё время его содержания в следственном изоляторе она услышала в октябре. Сын внезапно позвонил ей вечером 23-го числа.
– Он мне лично сказал: «Меня на избиение, растерзание хотят отвезти в СИЗО-1». Я это сообщила и его бесплатному адвокату, и следователю. Я им сразу сказала: «Мой сын никогда просто так подобное не скажет. Он терпит и не жалуется». Но они мне ответили, что это якобы обычное дело среди арестантов. Но мой сын просто так никогда не говорит такие вещи. Он лучше промолчит, чем лишнее скажет, – со слезами в голосе рассказала Роза Расулова.
Зная своего ребенка, убитая горем мать не верит, что он сам решил наложить на себя руки.
– Я думаю, что его избили и подвесили, чтобы сказать, что он совершил суицид. Мне показали записи с камеры, якобы перед тем, как он покончил с собой. Видно, что, когда он идет к дверям, как они говорят, чтоб повешаться, у него не было травм на голове – тех, которые мы увидели в морге: ни ссадин на лбу, ни синяков на ушах и рот не разорван. В руках он не нес простыни, ничего такого. Я просила показать другие записи, которые доказывали бы, что Равиль сам ушел из жизни, но пока ничего не добилась. Зато показали чушь, когда они ему якобы пытаются оказать первую помощь, – пояснила горожанка.
По ее словам, все видевшие травмы ее сына говорят, что они не похожи на те, которые бывают у людей, добровольно ушедших из жизни.
– Когда мы привезли тело сына домой, мне его приятель-врач сказал, что если человек сам решил покончить с собой, то у него совсем другие признаки смерти. И мои родственники: тети и дяди из Дагестана, которые уже повидали жизнь, не верят в такую гибель моего мальчика. У него на голове ужас что было: и синяки, и гематомы за ушами, и разорванный рот. Его, видимо, до того били, что колени, пятки синие, отбитые у дитя моего были. Говорят, что когда так по пяткам бьют, то внутренние органы отходят, выбиваются, – рассказала женщина.
Роза Расулова поделилась своими мыслями по поводу того, почему же ее 22-летний сын погиб в застенках СИЗО.
– Они, наверное, хотели, чтобы он отвечал не только за свое дело. Хотели выбить с него много чего, а не только за это дело. Это дело было не такое и известное. Сын не избивал, не убивал, не грабил никого. Если бы он кого-то убил, я бы молча сидела и сказала бы: «Бог наказал, ему вернулось то же самое». И у меня не болела бы душа, наоборот, я бы стыдилась сына-убийцы. Но за свой проступок он не заслуживал смерти. Я очень боюсь, что как бы все это не замяли. Как же молодым ребятам там [в СИЗО] оставаться. Не все же убийцы и насильники, – отметила мама Равиля.
После трагедии гражданской супруге Равиля передали письма, где он просил привезти ему в СИЗО-1 вещи. И это тоже не вяжется с официальной версией смерти, считает Роза Расулова.
– В письме Кристине (девушка Равиля, – Прим. ред.) он писал: «Передай маме, что я в первом СИЗО. И мне все нужно, начиная с ложки и до кипятильника». Потому что его перевели сюда только с одеждой. Больше ничего у него не было. Зачем человеку, который собирается наложить на себя руки, думать о бытовых мелочах? Он мне всегда говорил, что скоро выйдет. Суд должен был быть в ноябре, и он считал, что у него может быть условный срок, потому что он у меня не судимый. На крайний случай, наказание, как он думал, может быть недолгим. Он мне всегда говорил: «Мам, не переживай, успокойся, потерпи чуть-чуть, скоро буду дома», – расплакалась женщина.
К слову, погибший – коренной волгоградец. И город-герой считал своим домом.
– Он родился тут. Мы 13 лет жили в общежитии, и когда я планировала использовать материнский капитал на квартиру, то говорила ему: «Давай, Равиль, в Дагестан уедем, у нас тут почти никого нет». А он мне всегда отвечал: «Мам, я тут родился, у меня тут друзья как братья». Куплю ему что-нибудь новое. Смотрю, нет уже одежды. Спрашиваю: «Куда делось?». А он: «Другу понравилось, мам. Как я ему не дам? Пусть носит». Такой был мой Равиль – последнее отдаст, горой за друзей стоял. И теперь мне люди очень помогают: его приятели, знакомые, наши родственники, – рассказала Роза Расулова.
Она очень благодарна всем, кто в эти дни поддерживает ее. Без их помощи женщина бы не пережила случившееся.
– После его смерти я что есть, что меня нет. Я всю ночь до утра не могу уснуть – сын стоит перед глазами. Утром отключаюсь из-за усталости. Никому такого не пожелаешь. Если б он заболел и умер, то это было бы намного легче. Но убить его такими пытками… Как будто его тело пропустили через мясорубку, – с болью в голосе сообщила мама Равиля.
В УФСИН России по Волгоградской области подтвердили смерть 22-летнего заключенного в СИЗО-1. Также здесь добавили, что надзорные ведомства оценивают обстоятельств его гибели.
– По факту смерти проводится процессуальная проверка. Какие-либо комментарии будут возможны после принятия процессуального решения, – сообщили «Городским вестям» в СУ СКР по региону.
Также запрос по поводу произошедшего нашего издание направило в прокуратуру Волгоградской области.