Граммофоны, патефоны, стереоскопы, карманные фотоаппараты, музыкальные шкатулки, «самопитающееся» перо и другие технические диковинки начала XX века
Электронные книги, ночные светильники со звуковыми эффектами, определители эмоций, универсальные плейеры для презентаций и многие другие технические приспособления сегодня становятся нормой. Но не стоит считать, что интерес ко всякого рода умным устройствам, это примета нашего времени. Царицын начала XX века, как и другие экономически успешные российские города дореволюционной эпохи, переживал настоящий бум интереса в отношении различных технических новинок.
20 инструментов в одном
Торговые дома, магазины, лавки, лабазы и прочие торговые точки Царицына предлагали обширный ассортимент технических новинок: электродвигатели, аккумуляторы, батареи, электрические лампочки, электрические фонари, микроскопы, стереоскопы, зрительные трубы, бинокли, барометры, фонографы... Не обошлось и без курьезных приспособлений, например, позиционируемый как уникальный инструмент «чудо-молоток». Как уверяли продавцы, без него ни один умелец не сможет смастерить и табурет. Цитируем: «Чудо-молоток соединяет 20 разных инструментов: клещи, гаечный ключ, отвертка, буравчик, 2 напильника, долото, пилка, наковальня, тиски и т.д.». Цена комплекта составляла 2 руб. 90 коп., но, возможно, этот чудо-инструмент оправдывал свою высокую по тем временам стоимость.
В Царицыне, в 10-х гг. XX в. на технических новинках специализировался магазин К. М. Городничевой, расположенный на углу Московской и Астраханской улиц. Товар пользовался спросом, постоянно обновлялся, и здесь можно было купить «велосипеды лучших фирм на разную цену», велосипедные шины и запчасти, рупорные и безрупорные патефоны, швейные, чулочно-вязальные машины и многое другое.
Благодаря появлению подобных гаджетов нашлись и специалисты, занимающиеся установкой, настройкой и ремонтом всех этих умных приспособлений. Так, в доме Зайцевских, расположенном на углу дореволюционных царицынских улиц Александровской и Спасской, работал специалист, составлявший сметы и разрабатывавший проекты по установке электрического освещения, электромоторов, динамо-машин, устройства электрической сигнализации и телефонов.
Подделка «Фортуны»
Техника была поставлена и на службу искусству. Так, научные достижения нашли место и в музыкальной сфере. В популярном в Царицыне «Музыкальном и инструментальном магазине Р. Ф. Гольника» регулярно поступали в продажу новые, как тогда говорили, «пластины» от 65 коп. и выше. В гольниковском магазине, помимо традиционных музыкальных инструментов, продавались разные модели граммофонов и патефонов.
К музыкальным техническим новинкам были неравнодушны и другие города Поволжья. В Самаре, в музыкальном магазине «Симфония», что на Дворянской улице, также можно было приобрести не только скрипку и ноты, но и последние модели граммофонов, и новые пластинки.
В то время очень популярна была музыкальная шкатулка «Фортуна» производства Циммермана. Она была чем-то вроде магнитофона, под музыку которого проводились торжественные семейные обеды и ужины, разного рода домашние мероприятия, встречи гостей и прочее. Цена, как и габариты, оформление и продолжительность игры, шкатулок была самой разной — от 10, 14, 18 и 25-ти до 150 руб. О популярности шкатулки говорит тот факт, что ее подделывали, поэтому производитель все время подчеркивал, что настоящие «Фортуны» имеют надпись «Fortuna. Jul. Heinr. Zimmermann».
Фото восхитительной прогулки
Сейчас сделать фото проще простого: навел объектив мобильного телефона на интересующий объект, щелкнул кнопочкой и изображение сохранено. В начале XX в. о подобном удобстве не помышляли, но фотоаппараты постепенно начинали входить в обычную жизнь. Удивительно, но они продавались в аптеке, или, как их тогда называли, — в «аптекарских магазинах», где фототехника располагалась на одной торговой стойке с оптикой: очками, пенсне, лорнетами и «лучшими заграничными оптическими стеклами». В Царицыне фотоаппараты и принадлежности к ним можно было приобрести в аптекарском магазине Г. Брука, что находился на улице Преображенской.
Но фотоаппараты только-только входили в обиход, и далеко не все понимали — какой смысл приобретать дорогую технику, если можно прийти в фотомастерскую, где за денежку тебя красиво сфотографируют. Тогда было другое сознание, и рекламисты в своих статьях буквально меняли его, объясняя для чего каждой семье нужен фотоаппарат.
«Восхитительные воскресные и праздничные прогулки куда-нибудь за город скоро забываются, если не взять с собою фотоаппарат», — было написано в одной из статей, рекламирующей фототехнику. — Меняющиеся сценки и ландшафты, которые восхищают Вас во время ваших прогулок по полям и лесам, оставляют лишь мимолетное впечатление. Тропинки, по которым Вы прогуливаетесь, могут скоро быть застроены, и тогда ничто не напомнит Вам больше о тех счастливых минутах, которые вы провели в Ваших излюбленных местах. Если Вы не берете с собою фотоаппарат, Вы никогда не будете в состоянии восстановить в своей памяти счастливые моменты Ваших праздничных прогулок».
Наверное, отношение граждан к фототехнике начало меняться, поскольку вскоре стали выпускать складные карманные фотоаппараты для снимков 8х14 см, снабженные быстродействующим апланатом и автоматическим затвором стоимостью в 56 руб. Были даже детские фотоаппараты, совсем простенькие, но они давали возможность ребенку самому работать с техникой. Такую технику не страшно было давать ребенку — они стоили намного дешевле серьезного фотоаппарата — 2 руб. 50 коп.
Родом из ювелирного магазина
Неравнодушие ко всему техническому видно и по ассортименту канцелярских товаров, которые продавались, как говорили в начале XX в., в «писчебумажных магазинах». Здесь гимназисты и их родители могли приобрести готовальни, линейки, угольники, лекала, рулетки, аршины, метры, градусники и многое другое, столь необходимое в гимназической жизни.
В начале XX в. появилась и обычная ручка, которую мы сейчас называем «шариковой», а сто лет назад ее уважительно именовали «совершенным самопитающимся пером». Ее производили в Лондоне, и изготовитель уверял, что она является идеальным дорогим подарком, потому как служит вечно — «за каждое перо ручаемся». Продавали ее в ювелирных магазинах, и кто бы тогда мог предположить, что пройдет каких-то сто лет и аналогичное «перо» можно будет приобрести в любом киоске?
Наталья ЖУРБИНА.