Парламентские партии проконтролируют будущий ЕГЭ
Глава федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Сергей Кравцов нашел способ поменять плюс на минус в формуле «ЕГЭ + коррупция». Для этого, по мнению главы Рособнадзора, наблюдателями за ЕГЭ должны стать представители парламентских партий. Как сообщают федеральные СМИ, не исключено, что уже в 2014 г. единый экзамен может пройти под бдительным контролем представителей КПРФ, «Единой России», ЛДПР и «Справедливой России», поскольку оригинальное предложение уже внесено на обсуждение в Госдуму.
Народ не хочет, а мы хотим!
«Считаем, что необходимо увеличить количество общественных наблюдателей в ходе сдачи единого государственного экзамена, — заявил в интервью «Известиям» Сергей Кравцов. — Также Рособрнадзор предлагает депутатам всех фракций и представителям парламентских партий контролировать прохождение ЕГЭ».
В Госдуме многие положительно восприняли возможность поучаствовать в проведении школьных экзаменов. Так, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член «Единой России» Надежда Шайденко сказала, что готова лично принять участие в контролировании ЕГЭ в одном из пунктов проведения экзамена. «Мы постоянно выражаем недовольство проведением единого экзамена. Хотя, когда его только вводили, тогдашний министр образования Филиппов призывал широкие слои общественности участвовать в контроле за честностью проведения. Широкие массы не пошли контролировать экзамены, а потом мы жалуемся на искаженные результаты, — заявила депутат. — Поэтому я положительно отношусь к идее привлечения партий к проведению экзаменов. Мы обладаем региональными представительствами, которые могут следить за этим процессом. Я тоже с удовольствием поучаствую в контроле за ЕГЭ в следующем году».
У политических партий есть региональные представительства, которые могут следить за экзаменами.
Поддержал идею привлечения партактива к мониторингу экзаменов и заместитель председателя комитета ГД по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР). «В целом идея хорошая, — заметил он. — Парламент по конституции обладает и контрольными функциями, поэтому парламентские партии вполне могут поучаствовать в мониторинге проведения ЕГЭ. У ЛДПР в каждом субъекте есть партийные отделения, актив и фракции в региональных парламентах. Наши парламентарии во многих регионах получают массу обращений от родителей выпускников и на местах помогают гражданам. Если такая работа будет системной и совместной с Рособрнадзором, то это только плюс».
Менять систему, а не сторожить!
Представители сферы образования нашли идею главы Рособрнадзора привлечь к участию в ЕГЭ представителей парламентских партий по меньшей мере странной. «Проблема не в том, что процесс сдачи некому контролировать, а в недостатках системы сдачи экзамена. Депутаты могут быть хорошими сторожами, но они не знают ни школьников, ни предметов, — заметила в интервью «Известиям» заслуженный учитель России Евгения Абелюк. — Мне самой в этом году довелось быть наблюдателем на ЕГЭ по литературе в одной из московских школ. Там следили со всей жесткостью, но прецеденты списываний и «звонков помощи» всё равно были».
Эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев называет абсурдом привлечение представителей политических партий к участию в ЕГЭ. «Они сделали этот единый экзамен и теперь не знают, как его проводить так, чтобы получить объективные данные. Сначала они думали привлечь ФСБ, потом создать народные дружины, теперь исполнительная власть указывает представительной, что им тоже было бы неплохо подключиться к контролю, — говорит эксперт. — Наша организация изначально указывала на фундаментальные проблемы в едином экзамене, и мониторинг со стороны депутатов или партактива не поможет их решить».
Сменить плюс на минус в формуле «ЕГЭ + коррупция» можно только отменив саму систему ЕГЭ, считают эксперты. Например, постоянные нарекания вызывают результаты школьников в кавказских республиках, которые сдают ЕГЭ по русскому языку на самые высокие баллы, поступают в престижные вузы, и только тогда выясняются их сомнительные познания в предмете, сданном на «отлично».
Посредством ЕГЭ власти взялись вести борьбу с коррупцией в школах и вузах, но безуспешно: баллы за ЕГЭ сегодня продают и покупают, причем за достаточно солидную сумму.
Проколовшись с ЕГЭ, Минобрнауки и Рособрнадзор продолжают совершать хаотичные движения, стараясь исправить ситуацию. Ранее было предложено разработать способы борьбы с хакерами, потом печатать варианты контрольных измерительных материалов (КИМ) Единого государственного экзамена (ЕГЭ) непосредственно перед началом самого экзамена. На специальных принтерах, подключенных к единой сети, бланки с заданиями планируется распечатывать либо централизованно на школу, либо непосредственно в каждом классе.
«Министерство образования и науки вместе с Рособрнадзором в настоящий момент находятся в состоянии метаний, явно не представляя, что им делать с модернизацией Единого государственного экзамена» — заметил в одном из интервью депутат Госдумы, член Генсовета «Единой России» Владимир Бурматов.
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»:
— Система ЕГЭ себя не оправдала: коррупция возросла, талантливые абитуриенты оказались за бортом. Как следствие, все больше молодых людей уезжает учиться за границу. Как справедливо заметил депутат Бурматов, Рособрнадзор и Минобрнауки в некоторой панике от происходящего вокруг ЕГЭ, и не знают, какими методами исправить ситуацию. Участие в ЕГЭ политических партий могу рассматривать как почву для пиара: будут соревноваться между собой (и не бесплатно!), кто больше за руку поймал мошенников и взяточников, и кричать об этом в СМИ. Идея мне кажется смешной и абсурдной. Проблема в ЕГЭ, а не в отсутствии надзирателей.
Сергей Коновалов, депутат Волгоградской городской Думы:
— Во-первых, я противник самой системы ЕГЭ, которая создает нервотрепку, не дает выпускникам реализовать свой творческий потенциал. ЕГЭ, скорее, на руку тем, кто относился к учебе прохладно. Во-вторых, не представляю, как парламентские партии будут контролировать ЕГЭ, их сейчас много, и будут среди контролеров работники образования — тоже большой вопрос. В-третьих, следить за соблюдением закона должны правоохранительные и надзорные органы. Зачем выполнять их работу? Какая-то непонятная идея, если честно.
Иван Савкин, экономист:
— Как и во всех отраслях России, затраты на контроль начинают превышать затраты на саму деятельность отрасли, будь то образование, здравоохранение или машиностроение. И при всем контроле деятельность отраслей не улучшается, а во многих случаях ухудшается. За бесплатно никто работать не будет. Коррупции станет еще больше.