Ректор Волгоградской консерватории — о лучших подарках к своему юбилею
Безо всякого преувеличения можно сказать, что без Дмитрия Арутюнова, ректора консерватории им. Серебрякова, нельзя представить музыкальную и другие сферы культуры города-героя Волгограда. Сегодня у него — заслуженного работника культуры Российской Федерации — юбилей, который он отметит концертом III Международного вокального конкурса Art-vocal, проходящего традиционно в стенах «серебряковки».
Отдых в импровизации
— Дмитрий Рафаэлович, определенный вами для встречи столь ранний час немного озадачил — хотя вы и администратор, и хозяйственник, но вы еще и музыкант, а разве человек творческий относится к категории жаворонков?
— Я всегда встаю ровно в 6 утра. Сплю мало, и мне достаточно несколько часов отдыха. Встаю тут же, как только зазвонит будильник, и начинаю варить кофе.
— Предпочитаете какой-либо определенный сорт?
— Я ко всему отношусь просто: и к одежде, и к еде, но что касается кофе, то тут я гурман и люблю качественный продукт. А потом еду на работу, и первое, с чего начинается мой день, — это с чистого листа. На нем я пишу список намеченных дел и начинаю проводить совещания, звонить в коммунальные службы, ездить по комитетам. Я себя называю «неправильным» руководителем, потому что не стараюсь переложить решение вопросов на своих подчиненных, а все делаю сам.
— Остается время на отдых?
— Если да, то иду на концерт или выставку, но чаще занят общественными делами.
— Да, я читала ваш послужной список, где написано, что вы являетесь членом Общественной палаты администрации Волгоградской области, Общественного совета ГУВД по Волгоградской области и прочее.
— Общественная работа мне не в тягость, а в радость. Вот такая получилась рифма. Я с удовольствием участвую на общественных началах в составе жюри творческих конкурсов, бесплатно выступаю с концертами в детских летних лагерях. Совсем недавно мы смогли обеспечить новыми музыкальными инструментами детский дом в Красноармейском районе.
— А если все сделано — и ректорская работа, и общественные задания, то тогда, может, остается время на просмотр, к примеру, любимого фильма?
— Нет, я лучше этот час-полтора посвящу музыкальной импровизации. Бывает, когда уже поздно, и в консерватории никого нет, захожу в пустой кабинет, открываю крышку рояля и начинаю импровизировать. Для меня это истинное счастье, музыка для меня — все, и вся моя жизнь началась именно с нее.
Детство во «втором Париже»
— Как не банально звучит, но факт остается фактом — многое, что в нас есть, закладывается в детстве. Каким вы его вспоминаете?
— Я родился в 1953 году и до школы жил в Тбилиси. В советское время его называли «вторым Парижем», но мы жили скромно. И наш двор, сплошь усеянный маленькими, словно скворечники, домами, примостившимися к горе, помню, как сейчас.
Мама Лилиана Епифановна и отец Рафаэль Овакимович были замечательными вокалистами и работали в Тбилисском оперном театре. Отец еще к тому же окончил Тбилисскую академию художеств и был талантливым художником. Именно от него мне передался интерес к изобразительному искусству. Материально мы жили непросто, и родители переезжали и работали в театрах разных городов: и во Владикавказе, и в Элисте.
— Несложно ребенку было так часто переезжать?
— А это и определило всю мою жизнь. Когда в Элисте пошел в музыкальную школу, у нас дома не было пианино, и я играл на инструменте, который находился в театре, где работали родители. Пианино стояло в темном закулисье, освещение было плохое, наверное, экономили электроэнергию, и из-за того, что я не видел нот, стал набирать музыкальные композиции на слух. Тогда и полюбил импровизацию.
— На скольких музыкальных инструментах вы умеете играть?
— Рояль, аккордеон, в армии, куда я попал после астраханской консерватории, научился играть на валторне, а сейчас учусь игре на хроматической губной гармошке. Признаюсь, успехи пока минимальны, потому что это оказался самый сложный инструмент, какой мне приходилось осваивать.
Ночью — в самолете, утром — на лекции
— Вы хороший музыкант и могли бы сделать успешную творческую карьеру.
— Я никогда не делал карьеры. Когда в Элисте окончил музыкальную школу, а затем музыкальное училище, стали поговаривать, что в Волгограде планируют открыть консерваторию. Наметил приехать учиться сюда, но астраханцы создали консерваторию быстрее, и я поступил в нее.
— Многие признаются, что студенческие годы были самым счастливым периодом в жизни. Была у вас в студенчестве история, которая сейчас вызывает улыбку?
— Как-то на втором курсе, когда был уже поздний вечер, мы с другом открыли газету «Советская культура» и читаем: в Ленинграде открылась выставка работ Николая Рериха. Мы тут же заняли у однокурсников деньги и в два часа ночи уже сидели в самолете. С утра мы уже заняли очередь на выставку, потом долго гуляли по городу, а вечером купили билет в театр на «Травиату», успели на ночной рейс на Астрахань, а утром не выспавшиеся, но счастливые пошли на лекции.
— По окончании столь престижного учреждения, как консерватория, вы могли бы уехать в любой город СССР, почему был выбран Волгоград?
— Мне предлагали работу в Смоленске, но я влюбился и женился на девушке, которая была родом из Волгограда, и она уговорила меня поехать к ней на родину. Здесь я прошел все круги проблем с трудоустройством. Помня это, я теперь никогда не оставлю без внимания человека, пусть пока без имени, но талантливого. В меня поверили в музыкально-педагогическом училище № 1, приняв на должность педагога, потом была работа в школе искусств № 2 в Красноармейском районе. Но, когда предложили руководящий пост в училище искусств им. Серебрякова, долго не соглашался.
— Что стало тем самым главным фактором, который вас все-таки подтолкнул к принятию решения?
— Я помнил, как когда-то не поехал учиться в Волгоград только потому, что здесь не было консерватории, поэтому решил приложить все усилия, для того чтобы в нашем городе было и среднее звено музыкального образования, и высшее. Конечно, одного моего желания было бы мало — к этому стремились и коллектив учреждения, и руководство города. Считаю, просто все удачно совпало — мы смогли реализовать много проектов: и выросший до международного уровня конкурс Art-vocal, и получение нашим вузом статуса «консерватории». Поверьте, это самые лучше подарки к моему юбилею. Но, конечно же, больше всего я жду приятных сюрпризов от своей 9-летней внучки Настеньки. Уверен, она меня порадует исполнением новой песни — у нее очень красивый голос. Надеюсь, она продолжит нашу музыкальную династию.
Наталья ЖУРБИНА.