Волгоградский видеооператор Евгений Марсаков предпочитает всем видам отдыха экстремальный туризм
Вот уже 32 года Евгений вместе с двумя закадычными друзьями Вадимом Чернышевым и Валерием Захаровым ходит в водные походы. Но это не простые сплавы, как говорят туристы, матрасного типа. Наши герои не ищут легких путей.
«Мы трудностей не ищем, мы их создаем» — таков их девиз, а цель — дальние маршруты и трудные переходы, награда за которые — красивейшие виды первозданной природы.
Штопка лодки цыганской иглой
«Как хорошо спится под дождь! Лежишь себе с закрытыми глазами, слушаешь. Но стоит их открыть, и все иллюзии исчезают. Это полчища мошки долбятся в стенки палатки, создавая шум дождя, идентичный натуральному. Окружающий мир буквально пропитан гнусом. Здесь невозможно дышать без накомарника. Бороться с этим злом невозможно. Остается только терпеть. Добро пожаловать в путешествие по таежному краю!» Запись из путевого дневника Евгения во время похода по Сухой Тунгуске в 2013 г.
Марсаков вспоминает, что в свой первый поход он с другом детства Вадимом Щелоковым отправился в 1979 г. Это был сплав по Хопру.
— В детстве с родителями мы часто выезжали на природу, поэтому другого вида отдыха я себе не представлял, — вспоминает Евгений.
Первый сплав был удачным, друзья прошли порядка 250 км, благополучно завершив его на Дону. Это вдохновило на поиск новых маршрутов, и в следующий поход было решено отправиться в таежный край на Северный Урал. Произошло это летом 1982 г. Не имея никакого опыта плавания по горным рекам и жизни в тайге, с нарисованной от руки картой они отправились в путешествие по р. Косьве.
— Первый порыв байдарки произошел где-то спустя минут сорок после начала похода, — вспоминает Евгений. — В реке были такие острые камни, что чинить лодку приходилось каждый день. На второй день закончился клей. Нас спасло то, что я зачем-то в последний момент взял в поход катушку ниток № 10 и большую цыганскую иглу, а в аптечке был медицинский лейкопластырь. Каждый день я штопал лодку, а сверху на нее накладывал пластырь.
За 32 года Евгений с товарищами совершили столько же и походов, побывав в различных уголках нашей большой страны от Карелии до Забайкалья. Сплавлялись по Енисею и Сухой Тунгуске, прошли маршрут протяженностью 1000 км по таежным рекам и переходом через Урал, из Западной Сибири в республику Коми, побывали на оз. Байкал и прошли всю р. Верхняя Ангара, в августе этого года совершили переход по рекам и озерам Кольского полуострова.
— Евгений, ради чего вы испытываете такие трудности — проверяете себя на прочность? — пытаюсь я понять собеседника.
— А как иначе добраться в те сказочно красивые места, где сохранилась первозданная природа, которую еще не затронула цивилизация? — парирует в ответ Евгений. — Там нет связи, средств передвижения, кроме своих ног и лодки, жилья, вообще следов пребывания человека, зато красота первозданная! Дальше только космос!
Первозданная красота
«Основной план похода предполагал подъем еще по нескольким речкам с волоком и выход на р. Нижняя Тунгуска. Но мы поняли, что при таком уровне воды это для нас просто нереально. Поэтому приняли решение идти по запасному варианту — выход на р. Сухая Тунгуска и сплав по ней до Енисея. Но и это оказалось непросто. В это лето Сухая Тунгуска в полной мере оправдала первое слово в своем названии. Через каждые 100—200 м приходится вылезать из лодки и проводить ее через мели. И такие упражнения «сели-встали» приходится делать по сотне раз за день». Это запись из путевого дневника Евгения во время похода по Сухой Тунгуске в 2013 г.
Почти в каждом походе удается понаблюдать за обитателями дикой природы. Дважды Евгений встречался с хозяином тайги — медведем.
— Первый раз было это во время похода в 1989 году на реке Улькан. Причалили поздно, поставили палатку входом к реке, легли спать. Утром просыпаемся от легкого раскачивания палатки. Друг выглядывает в окошко, и его нос аккурат прислоняется к медвежьему! — вспоминает Евгений. — Я хватаю ружье и стреляю в воздух. Но хозяин тайги уже и сам ретируется восвояси. Потом оказалось, что в темноте мы поставили палатку на водопойной тропе. Таежные охотники, которых позднее встретили, сказали, что мы легко отделались, ведь далеко не все медведи отступают при встрече с человеком и их поведение трудно предугадать.
Вторая встреча с косолапым произошла два года назад на Кольском полуострове. Его друзья наблюдали с лодки. На берегу медведь вполне миролюбиво жевал травку, словно буренка, и наслаждался жизнью.
Каждый свой поход Евгений Марсаков профессионально запечатлевает на камеру, а затем долгими зимними вечерами пишет сценарии и монтирует фильмы, которые выкладывает на YouTube. Скажу вам, удовольствие от просмотра получаешь необыкновенное!
Инга ИВАНОВА.