Подробности

Бродвей и Бендер: волгоградский музтеатр покажет мюзикл «12 стульев»

2 Ноя 2018 12:14, 48 фото

Накануне премьеры «Городские вести» раскрывают некоторые детали постановки.

В начале ноября в Волгограде внепланово «тронулся лед»: музыкальный театр подготовил новый мюзикл по мотивам «12 стульев». Премьерные показы пройдут сегодня, 2 ноября, а также завтра и послезавтра, так что волгоградской публике точно будет чем занять длинные ноябрьские выходные. Перед вечерним спектаклем «Городские вести» раскрывают некоторые детали постановки об охотниках за бриллиантами мадам Петуховой.

Филиал Бродвея на набережной

Жанр мюзикла далеко не новый для музтеатра. «Дубровский», «Обыкновенное чудо», «Алые паруса», «Д'Артаньян и три мушкетера» — все эти постановки собирают аншлаги. Главный режиссер Александр Кутявин признает, что на спектакли такого формата массово пошли молодые зрители.

Тем не менее «12 стульев» стоят в этом ряду особняком: на этот раз постановка имеет более «бродвейский» характер.

— Если в предыдущих спектаклях музыка была написана для классического состава симфонического оркестра, практически не отличаясь от опереточной, то сейчас добавились новые инструменты, придающие иное звучание, — рассказывает дирижер Вадим Венедиктов. — Материал был довольно сложный, но я очень рад, что мы сделали этот мюзикл. Еще в детстве меня поразили две книги: «Д'Артаньян и три мушкетера» и «12 стульев». Потом, уже в студенческом возрасте, я жил неподалеку от города, послужившего прототипом Нью-Васюков, и представлял, что именно здесь удирал от шахматистов великий комбинатор с Ипполитом Матвеевичем.

Бродвейскими мотивами пропитаны как сцены аукциона, так и, скажем, ария про ГПУ. При этом соединение чекистов и того, что можно условно назвать «американщиной», выглядит довольно органичным. Танго, музыка с майских демонстраций, лирические и сатирические композиции — разнородный музыкальный материал удалось сплести в единое целое.

Не бывает маленьких ролей

Пересказывать сюжет «12 стульев» — дело откровенно неблагодарное: тот, кто читал книгу, наверняка его помнит, а не читавший вряд ли получит должное представление о романе из короткой рецензии. Тем более что сами постановщики признаются, что создавали не «экранизацию», а «произведение по мотивам».

«12 стульев» — роман многолюдный и географически довольно обширный. Внимательный читатель вспомнит, что Остап Бендер и Киса Воробьянинов успели побывать даже в Царицыне, как и в доброй полудюжине других городов.

Постановщикам удалось вместить уездный город N, Старгород, Москву, Нью-Васюки и Пятигорск в двухчасовую постановку. Молодому поколению, привыкшему к быстро меняющейся картинке и клиповости, это вряд ли бросится в глаза, аудитория старшего возраста останется довольна верностью оригиналу.

Примерно то же самое касается огромного числа персонажей. Вокруг Ипполита Матвеевича с Бендером постоянно появляются и исчезают люди. В мюзикле небольшие роли получили артисты хора и студенты местных профильных вузов. Режиссер-постановщик Александр Кутявин говорит, что собрать два состава для представления оказалось довольно непросто.

Тем не менее некоторые участники действия, которым в романе уделено не так много времени, раскрываются чуть ли не глубже, чем в книге (как бы кощунственно это ни звучало). Так, Клавдия Ивановна Петухова, теща Ипполита Матвеевича, из проходного персонажа превращается в мистическую героиню, которая так хорошо удалась Светлане Османовой. Отца Федора мучают глубокие терзания, а мадам Грицацуева оказывается не только «знойной», но и не чуждой благородства женщиной, мечтой поэта как в сатирическом, так и в прямом смысле.

Белый Бендер

Несколько слов о главных героях. Великого комбинатора в постановках музтеатра сыграют Александр Куприн и Максим Сытин. Нужно сказать, что в мюзикле Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей оказывается положительнее, «белее» своего книжного прототипа.

Великий комбинатор ведет беседы с Горьким об искусстве, действительно меняет жизнь шахматистов из Нью-Васюков и даже в критических ситуациях успокаивает трусоватого Ипполита Матвеевича.

«Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок. «Вот тебе милиция! Вот тебе дороговизна стульев для трудящихся всех стран! Вот тебе ночные прогулки по девочкам! Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!» — так поступает книжный Остап, когда Киса проматывает деньги на стулья. Бендера из мюзикла трудно представить в такой ситуации.

Если главный персонаж Ильфа и Петрова — обаятельный аферист, то в постановке его образ романтизирован.

— Мы хотели показать человека новой эпохи, — делится Александр Кутявин. — Думаю, если бы Остап жил наше время, он бы стал бизнесменом: его характер к этому располагает.

Что касается Ипполита Матвеевича, которого сыграют Андрей Жданов и Леонид Маркин, то его образ практически повторяет книжный практически на протяжении всего мюзикла, однако ближе к кульминации приобретает драматические черты. Он поет о судьбе России — и буквально через секунду решается на страшное преступление, по сравнению с которым охота за бриллиантами — невинное баловство.

Охота за стульями

Атмосферу уездного города с его парикмахерскими и похоронными бюро, московского общежития студентов-химиков (где не найдешь ни студентов, ни тем более химиков), курортного Пятигорска и прочих мест создавали по источникам 30-х годов.

— Мы позволили себе бытовую сатирическую композицию как в сценографии, так и в костюмах. Источником вдохновения стали агитплакаты и карикатуры 30-х годов, — рассказывает главный художник театра Ирина Елистратова.

Всего к премьере подготовили более двухсот костюмов — рекорд для театра.

Определенный интерес представляют и сами стулья, которые беспощадно вскрывают на протяжении мюзикла. Это не искусственно состаренные предметы мебели, а настоящий раритет. Сотрудники театра «охотились» на них примерно так же, как Остап с Кисой Воробьяниновым.

— Впрочем, драгоценностей мы, как и они, не нашли, — смеются сотрудники театра.

Оценить проделанную работу и еще раз насладиться постановкой по мотивам любимого произведения волгоградцы могут уже сегодня. Представление начнется в 18.30. Завтра и послезавтра мюзикл покажут в 17.00.

Иван Шамаев

05:58, Общество

До +7 прогреется воздух в Волгоградской области во вторник

27 Янв, Спорт

Юные волгоградцы завершили тур ватерпольного первенства страны победой

Красный Октябрь приглашает на работу27 Янв, Криминал

В Волгоградской области со склада вывезли на КамАЗе 8 тысяч солдатских сухпайков

27 Янв, Спорт

В Волгограде продолжается футбольный турнир «Сталинградская битва»

Mori cinema27 Янв, Общество

В Волгоградской области школьники подкармливают птиц

Фото: СК
27 Янв, Спорт

На втором сборе в Турции волгоградский «Ротор» сыграет четыре матча

27 Янв, Политика

Губернатор Волгоградской области вошел в состав президиума Госсовета

27 Янв, Культура

В Волгограде подвели итоги конкурса «Золотая кисть»

27 Янв, Спорт

Волгоградские спартаковцы не смогли помочь мужской сборной России побороться за медали

27 Янв, Общество

Волгоградская область готовится к 77-летию Сталинградской победы

27 Янв, Общество

В Волгограде коммунальные службы ликвидируют свалку на «Лысой горе»

27 Янв, Спорт

Футбольная академия СК «Ротор» сыграла со сверстниками из «Волгаря»

27 Янв, Культура

Волгоград готовится отметить 77-летие Сталинградской победы

27 Янв, Криминал

Под Волгоградом мужчина во время драки откусил обидчику ухо и часть носа

27 Янв, Спорт

Гандболистки «СШОР-Волгоград» добились успеха в Краснодаре

27 Янв, Криминал

В Волгограде огласили приговор супругам - «черным риэлторам»

27 Янв, Общество

Более 15 тысяч волгоградских семей смогут получить выплату на первенца

27 Янв, Криминал

В Волгограде угонщику элитных автомобилей грозит до 10 лет лишения свободы

27 Янв, Общество

Волгоградские спасатели рассказали дошколятам о правилах пожарной безопасности

27 Янв, Общество

В Волгограде артиллеристы провели репетицию салюта ко 2 февраля