Боевой путь медсестры Валентины Чумаченко начался в Сталинграде. В августе 1941 г. этой выпускнице 9-летки пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб. Чтобы получать рабочую продуктовую карточку, она поступила в ремесленное училище при Сталинградском тракторном заводе, где помогала ковать победу в тылу. А чтобы попасть на фронт, одновременно училась на курсах медсестер. Через несколько месяцев в числе десяти подруг-красноармейцев героиня нашего рассказа прибыла в распоряжение начальника эвакогоспиталя № 2623.
Спасти любой ценой
— До октября 1942 года госпиталь находился в одной из тракторозаводских школ. Одних раненых доставляли к нам прямо из боя, другие приходили своими ногами. И пока не окажешь всем первую помощь, не отправишь в санпропускник, не переоденешь, не устроишь в палате, присесть не удастся, — вспомнила Валентина Ануфриевна самые страшные дни обороны Сталинграда.
Хотя госпиталь предназначался для легкораненых, здесь принимали всех. Тяжелых бойцов было так много, что каждую неделю из города уходил эшелон за Урал. А легкораненые, чуть подлечившись, тут же снова вступали в бой. Их место занимали другие: и снова медсестре — уколы, перевязки, мытье полов в палатах. Эти маленькие солдаты не воевали, но хорошо знали приказ: недоспи и недоешь, но ни за что не бросай раненого без помощи.
В октябре, когда гитлеровские части прижали защитников города к волжскому берегу, медперсонал переправил госпиталь на о. Денежный, а потом за Волгу.
— По железной дороге нас доставили в х. Песчанка Иловлинского района, устроили в маленьком здании школы. Страшно вспоминать, как мы пережили суровую зиму. После этого рядом со школой осталось кладбище, где похоронено триста с лишним человек: наши и немцы, умершие от ран и обмороженные. Я часто бываю в гостях у жителей ТОС «Песчанский». Вместе возлагаем цветы к братской могиле наших бойцов, посещаем здание бывшего госпиталя, где сейчас снова начальная школа, — рассказала моя собеседница.
Любовь с первого взгляда
После Сталинграда госпиталь в составе 6-й танковой армии шел дорогами России под Воронежем и на Курской дуге, освобождал северную часть Украины, Австрию, Венгрию, Чехословакию.
Правда, осенью 1944 г. наша фронтовая медсестра, говоря военным языком, стремительно поменяла дислокацию, оказавшись в 21-й танковой бригаде. Вышло так. Во время изнурительных боев за Будапешт офицер Чумаченко с бойцами поехал на студебеккере за деталями и по каким-то делам заглянул в госпиталь легкораненых. Увидел маленькую и очень симпатичную медсестру.
— Я тоже сталинградский. Пойдешь служить в мою танковую часть? — прямо спросил Дмитрий Александрович.
Валентина Ануфриевна и сегодня не скрывает, что он ей сразу понравился. Так что после разговора с начальником госпиталя земляк на том самом студебеккере увез ее на новое место службы. Как положено, командующему 6-й армии Кравченко доложили об этом, и тот дал разрешение: «Пусть женятся».
День 9 Мая танкисты встретили в Праге на железнодорожном вокзале.
— Мы знали, что чехословацкие повстанцы при поддержке наших частей уже одержали победу над гитлеровцами. Но вдруг наши бойцы снова кричат: «Победа! Ура! Дождались!» и стреляют вверх, обнимаются, танцуют, плачут. Стало понятно, что войне конец, — вспомнила Валентина Чумаченко самый счастливый в ее жизни день.
И самый спокойный за несколько лет. В эту ночь она впервые за время службы спокойно заснула, зная: раненых больше не привезут.
Я поведу тебя в музей
Конечно, освободители рвались домой. Они только порадовались, когда на следующий день их часть погрузли в эшелон, идущий на восток. Но родной город Валентине увидеть не пришлось: поезд мчался через всю страну — на Хинганское плоскогорье, где танкисты вступили в бои местного значения с японцами.
В сентябре эта короткая война закончилась, но служба Дмитрия Чумаченко продолжалась до конца 1946 г., когда его уволили в запас. Его жена в это время уже училась в пединституте, растила дочку. Когда семья вернулась в Сталинград, она пошла работать в 28-ю тракторозаводскую школу. За 25 лет работы воспитала не одно поколение школьников и сегодня не забывает дорогу на уроки мужества, в школьные музеи, на праздничные встречи.
Недавно, например, участвовала в патриотической акции «Знамя Победы», которую провели учащиеся 99-й школы им. дважды Героя Советского Союза Андрея Кравченко.
— В этой школе работает музей боевой славы 6-й гвардейской армии, в которой воевали мы с мужем и еще десятки сталинградцев, — напомнила Валентина Чумаченко. — Когда ветераны были на ногах, мы ездили на места боев: собирали осколки снарядов и остатки оружия. Переписывались с фронтовыми товарищами и получали от них книги и воспоминания. Музей быстро заполнился интересными экспонатами и, встречаясь здесь с детьми, я вижу: он живет и рассказывает им о нашей победе.
Алла САВЧИШИНА.