На жестокой войне бойцов встречала не только смерть, но и любовь
Вместе с подругами-десятиклассницами Анастасия Бирюкова пришла в эвакогоспиталь, еще не зная: в самые тяжелые военные годы она продолжит ухаживать за ранеными в медсанбате 116-й стрелковой дивизии и фронтовыми дорогами пройдет от Сталинграда до Чехословакии.
Экзамен приняла война
Ее отец, Михаил Тюрин, перевез семью из Дубовки в годы строительства Сталинградского тракторного завода. Пошел в железнодорожный цех, получил 2-комнатную квартирку в деревянном доме. Там разместились бабушка с дедом, родители, трое детей. Печь, дрова в сарае, удобства на улице, вода в колонке составляли коммунальный рай.
Вечерами соседи ходили в летний кинотеатр или слушали во дворе струнный оркестр из гитары, балалайки, домры и баяна, который организовали сами жители.
Прибавьте к этому счастью 27-ю школу на Горном поселке: помимо уроков дружные выпускницы посещали курсы сандружинниц, учились стрелять, прыгать с парашютом, бегая к вышке на стадионе «Трактор». Однако подруги не знали, что эти знания понадобятся совсем скоро, и экзамен будет принимать война.
Известие о ней застало школьников в Калачевском районе. Вчерашние десятиклассники с раннего утра выходили в поле собирать колоски. Туда и прискакал на коне кто-то из молодых колхозников со страшным известием: «Война». Все тут же отправились домой, в Сталинград.
Женское лицо Сталинграда
— Фронт был далеко, но в нашей 27-й школе отменили занятия, чтобы разместить в классах эвакогоспиталь № 1957. Каждое воскресенье мы ходили туда и помогали медсестрам ухаживать за ранеными. Один из них, Коля Бирюков, лежал с контузией позвоночника, — запомнила Анастасия Васильевна.
Тяжелораненому Коле тоже приглянулась красавица с косой. Когда его эвакуировали вглубь страны, боец знал только ее имя: Ася.
А на Сталинград надвигалась фашистская армада. Отец был на фронте с первых дней войны. В августовской бомбежке 1942 г. сгорел дом Тюриных, погибли бабушка и брат. Мама спасала других детей, прячась в глубоких и узких оврагах Горного поселка, а затем перебралась в Дубовку к родственникам.
Недалеко, в с. Пичуга, располагался медсанбат 116-й стрелковой дивизии, которой командовал генерал Макаров. Дивизия прибыла в с. Кузьмичи в первые дни обороны Сталинграда, влилась в состав 66-й армии и двинулась к Орловке, где фашисты заняли два кургана, обозначенные как высота 147,6. С нее просматривались все поселки вокруг тракторного завода, Спартановка, переправа через Волгу, к которой устремились мирные жители.
— Все это простреливалось немцами, и потери были огромные. Наверное, это объясняет, почему начальник госпиталя Лапик согласился взять нас, пятерых девчонок-добровольцев. Мы выполняли самую тяжелую работу: таскали носилки с ранеными, стирали бинты, убирали, кормили лежачих до самого окончания Сталинградской битвы, — рассказала моя собеседница о том, что никак не забывается за 70 прошедших лет.
Мое счастье неубитое
В последний день января 1943 г. потрепанная дивизия завершила бои на тракторном заводе, а 2 февраля ее направили на переформирование в с. Большая Ивановка. Оттуда, приняв пополнение, часть направилась на Орловско-Курскую дугу.
— Наша часть отбивала у захватчиков Орел, Белгород, Харьков, Полтаву. Вступила на землю Молдавии, проходя за сутки до 40 километров. Освобождала Румынию, Венгрию, Польшу, Чехословакию. А я вернулась в родной город в ноябре 1944 года, чтобы ухаживать за больной мамой и тяжело раненым отцом, — закончила свой рассказ фронтовая сестра.
Мирная жизнь вернула ей веру в чудеса. Конечно, можно назвать чудом поднимающийся из руин Сталинград, интересную работу и учебу в строительном вузе, но я — о другом.
— В преддверии строительства Волжской ГЭС в наш город приехала экспедиция из Академии наук СССР для проведения изыскательских работ. Одна из коллег пригласила меня на день рождения и сказала, что там будут эти москвичи. Я пришла. Меня знакомят с главным геологом, кандидатом наук Бирюковым. Он только глянул на меня: «Ася, ты жива? Как же долго я тебя искал».
После тяжелого ранения Николай Бирюков два года провел в госпитале, за это время выучил английский и немецкий языки, а позже окончил геофак МГУ. На свадьбу он пригласил трех университетских профессоров, и после этого скромного торжества увез Асю в очередную экспедицию. До последнего дня жизни Николая Семеновича они были вместе. (Сюда — фото Бирюкова).
Алла САВЧИШИНА.