Волгоградец Михаил Стрельцов уже три десятка лет создает уникальные инструменты
Гитарный Страдивари
Работы волгоградского гитарного мастера Михаила Стрельцова хранятся в коллекциях известных российских и зарубежных музыкантов. На его счету сотни уникальных работ — звук каждой его гитары неповторим.
Искусство родилось из дефицита
Все авторские гитары Стрельцова носят имя его жены Ларисы — Lorance.
Мастерская Михаила, расположенная здесь же, в доме, пропитана запахом клея и табака, на стенах — эскизы, детали и фотографии готовых работ.
— Михаил, как появилась ваша первая гитара?
— Начиналось все в 80-е годы. Тогда приличный инструмент сложно было найти. В советские времена все, конечно, мечтали о «фирме». В те годы практически каждый десятый мальчишка пробовал создать собственную гитару. Я, как и многие мои сверстники, посещал кружок моделистов в Доме юного техника. Этот опыт мне очень пригодился.
— Значит, сначала вы все-таки освоили гитару, а потом уже ее производство?
— Да, все мы тогда учились играть «на дровах», — улыбается Михаил. — Я и в этом деле самоучка. Когда учился в 6-м классе, одноклассник старшего брата меня пристыдил: «Брат играет, а ты не умеешь». За две недели я выучил блатную песню про поручика и сыграл ее перед друзьями брата. С этого все и пошло.
Первой гитарой был самодельный американский «Джаз басс». Потом обменял его на «японца». Это был редкий случай, когда самодельный инструмент на равных пошел в обмен на настоящую японскую гитару. Мы играли на танцах. После школы я начал музицировать в ресторанах. И выступал там до 2000-х, но сейчас все больше остаюсь в своей мастерской.
— Неужели вы всегда обходились без учителей? Это ведь не каждому дано.
— Да, помогла упертость и усидчивость. Моделист как раз и отличается этим. Ведь он может модель самолета делать год и при первом запуске разбить. При этом он снова садится и начинает работу сначала. С гитарами то же самое: одна маленькая ошибка в итоге может привести к тому, что она вообще не зазвучит.
У звезд Lorance в почете
За долгие годы творчества авторские гитары Стрельцова обосновались не только у волгоградских музыкантов, но и у звезд с мировым именем: у лидера группы «АукцЫон» Леонида Федорова, испанского гитариста-виртуоза Луиса Кобо Манглиса, вокалиста легендарных групп Rainbow и Deep Purple Джо Линн Тернер.
— Звезды сами вас находили?
— Не совсем. Практически все они знакомы со мной заочно — по моим работам. Да и попадали гитары к ним в руки совершенно случайно. Например, американский исполнитель Джо Линн Тернер получил мою Lorance от российских фанатов после одного из концертов. Говорят, что теперь она у Тернера одна из любимых.
— А что за история про Владимира Кузьмина?
— Однажды на выставке в Москве появились две мои работы. Посетил экспозицию и российский музыкант Владимир Кузьмин. Он долго крутил одну из гитар в руках, взял пару аккордов. На следующий день вернулся на выставку с деньгами, а гитару, которая стоила, кстати, недорого, кто-то уже приобрел. Вот так Lorance не вошла в личную коллекцию Кузьмина. Жаль, что связаться с ним не получается.
— Раз ваши работы пользуются такой популярностью даже у всемирно известных музыкантов, не хотели бы попытать счастья за границей?
— Такие мысли периодически возникают. У меня брат живет в Америке и постоянно туда зовет. Да и зарабатывать там я мог бы гораздо больше — в России мало ценят подобное качество гитар. Но пока я не собираюсь оставлять свой дом. Здесь моя семья, друзья, а творчеством я могу заниматься, не уезжая за рубеж.
Целый класс гусляров
Шесть лет назад Михаил освоил производство гуслей. Однажды к нему в мастерскую пришла преподавательница музыкальной школы. Ей требовался новый инструмент. Услышав, что в Волгограде живет необычный гитарный мастер, она тут же приехала.
— Как же вам удалось с первого раза изготовить такой редкий инструмент?
— Вместе с заказом мне принесли и эскизы из Интернета. Я внимательно их изучил и понял, что сделать по ним гусли нереально. Пришлось самому делать чертежи. Кстати, как выяснилось позже, мои гусли не отличаются от работ профессиональных московских мастеров.
— А сейчас у вас заказывают гусли?
— Сегодня уже есть целый класс гусляров в Волгоградском институте искусства и культуры. Осваивают незаслуженно забытый инструмент в музыкальных школах Волжского и Волгограда. И гусли становятся популярными!
— Михаил, у вас есть ученики?
— Была у меня пара учеников, но надолго они не задержались. В моем деле нужно терпение, старание, многим это не под силу. Пока я даже не вижу, кому можно передать все накопленные 33-летним опытом знания.
Главным подмастерьем для Стрельцова остается жена. Кому-то другому эту роль он доверить не рискует. Заказов, говорит Михаил, хватает — работает он практически ежедневно. И только в церковные праздники в мастерскую не заходит.
— В эти дни все валится из рук, потом приходится неделю переделывать, — объясняет он.
Врезка:
Первой его гитарой был самодельный американский «Джаз басс». Потом обменял его на «японца». Это был редкий случай, когда самодельный инструмент на равных пошел в обмен на настоящую японскую гитару.
Анна КРАМОРОВА.