Как «Крокодил» в Сталинград прилетел
Восемьдесят лет назад СССР бурно развивал авиапромышленность. Аэропланами бредили все мальчишки, а юноши-призывники непременно хотели служить в авиации. Не было ни одной газеты, где бы ежедневно не публиковались заметки, связанные с покорением «пятого океана» — так уважительно называли тогда земную атмосферу. Сталинград, ставший к 1935 г. крупнейшим индустриальным центром Нижнего Поволжья, не отставал от страны.
С парашютом в облаке дыма
Вот только часть заголовков из трех первых номеров «Сталинградской правды» за июль 1935 г.: «Награждение участников парашютных прыжков», «Планерист Карташов закончил полет», «653 часа в полете», «С парашютом в облаке дыма», «Рекорд летчика тов. Ткачука».
«Сталинградская правда» жестко критиковала тех, кто мешал развитию авиатранспорта в крае: «До этого года в области существовала всего одна авиалиния — Сталинград — Урюпинск. Сейчас сеть воздушных линий значительно расширена. Уже открыто регулярное сообщение между Сталинградом, Камышином, Владимировкой и Элистой. Но эксплуатацию этих линий тормозит отсутствие хорошо оборудованных аэродромов. Райисполкомы обязаны были оборудовать посадочные площадки. Однако до сих пор не построены аэродромы в Дубовке, Ольховке и Николаевке… В Алексеевке же существовала прекрасная посадочная площадка для пассажирских самолетов, но сейчас по чьему-то «мудрому» решению она… запахана».
В короткие сроки в Сталинграде было построено несколько аэродромов — Центральный (где нынешняя Кача), Школьный, Сталинградского тракторного, пос. Гумрак, Воропонова (ныне пос. Максима Горького), Бекетовский, Питомник и др. Повсеместно оборудовались парашютные вышки. Инженер с «Красного Октября» тов. Клочков сконструировал вышку новой металлической конструкции, получившую высокую оценку в Москве и Франции.
Вместо купчишки — красавец пилот
Росту популярности авиации способствовали многочисленные праздники, устраиваемые энтузиастами воздушного флота. Катание на самолетах стало в маленьких городках области поощрением передовиков-ударников, в Сталинграде также поощряли и обычных горожан. «Смена скоростей. Извозчик Иван Нехочин на самолете» называлась заметка О. Курина, Г. Кручинина, напечатанная в «Сталинградской правде» от 8 июля 1935 г.: «Иван Николаевич полвека держал в руках вожжи. 69-летний извозчик знал только один вид транспорта — клячу и дрожки. Но вот вместо пьяного купчишки, вместо лошадиного крупа впереди него сидит широкоплечий пилот, а вместо понурой головы Васьки праздничными переливами гудит мотор в сто лошадиных сил сразу. Праздник, о котором идет речь, состоялся 6 июля и был посвящен передаче нового самолета, построенного на средства извозчиков — членов артели «Гужтранспорт». До 60 лучших извозчиков-ударников приняли в этот день воздушное крещение, совершив свои первые полеты на самолете».
Седьмое небо подносчицы Есиной
Всесоюзные агитперелеты регулярно устраивали редакции газет и журналов. В 1935 г. в такой перелет отправился популярный сатирический журнал «Крокодил». Его маршрут протяженностью 7 тыс. км начинался в Москве и пролегал через Горький, Казань, Челябинск, Сталинград, Днепропетровск, Винницу, Минск, Киев. У нас с нетерпением ждали прилета этого 9-местного двухмоторного аэроплана, построенного на средства читателей и подписчиков журнала. 15 июля аэроплан, раскрашенный под крокодила, вылетел из Москвы, 30 июля ожидался его прилет в Сталинград. Программа пребывания была определена заранее: «Перед посадкой самолет сделает приветственный круг над городом и сбросит листовки. Пробудет он в Сталинграде два дня. За это время 40 лучших работников коммунального, школьного и транспортного строительства совершат полеты над городом. 10 мест предоставляется работникам печати». Газеты обнародовали списки: «За образцовую работу премированы полетами от школы им. 8 Марта штукатур Орешкин, арматурщик Данилов и подносчица Есина… от Дар-горской школы плотник Корнев, нормировщик, бригадир плотников Куреньков и землекоп Миксев».
И вот, «описав над аэропортом два круга, самолет плавно пошел на посадку. Стали отчетливо видны контуры огромной красной головы крокодила. Наконец самолет покатился по плацу. Навстречу ему пошли представители сталинградских организаций. Из кабины самолета показались члены агитбригады Центральной конкурсной комиссии во главе с тов. Бериным. Маленькая девочка Томочка Чередниченко подносит тов. Берину большой букет». Все газеты опубликовали снимки самолета и сталинградцев, восторженно наблюдавших за полетами. Члены комиссии напряженно работали в Сталинграде два дня, а в заключение дали пресс-конференцию. «Мы не встретили еще такого города, который не радовал бы нас своими достижениями, — заявил тов. Берин журналистам, — в журнале «Крокодил» обязательно появится большой фельетон о работе Советов».
Кстати, среди акул пера на встрече присутствовал и корреспондент «Молодого ленинца» сталинградец Мануил Семенов. Спустя несколько лет он надолго возглавит редакцию столичного «Крокодила».
в тему
У истоков Царицынской авиации стояла редакция газеты «Борьба». Редакция первой внесла пожертвование 100 золотых руб. на строительство самолета «Красный Царицын» и в дальнейшем отдавала 5% дохода от объявлений на финансирование постройки самолета. Редактор газеты «Борьба» А. И. Черненко отправился в Нижний Новгород принимать самолеты «Фоккер». Самолеты прибыли в Царицын на пароходе и их стали готовить к полетам.
Движение быстро приобрело популярность, и рабочие «Красного Октября» внесли 12 тыс. золотых рублей на приобретение первого самолета. 19 августа 1923 г. в Царицыне состоялось праздничное открытие первого аэродрома.
ВРЕЗКА:
В 20-х гг. прошлого века маршрут Москва — Сталинград являлся одним из участков Трансазиатской авиамагистрали Швеция — Иран. Авиалиния была открыта в сентябре 1924 г. и проходила над Россией, Украиной, Кавказом, заканчиваясь участком Баку — Тегеран. Кроме того, авиалиния была смешанной — железнодорожно-воздушной. На участке Ленинград — Москва доставка пассажиров осуществлялась поездом.