Богом данные
В областной организации «Общество помощи детям им. Л. С. Выготского» реабилитируют детей с тяжелыми диагнозами. На средства гранта здесь реализуют уникальную программу «Богдан». Дети с синдромом Дауна, аутизмом, фенилкетанурией, задержкой психического развития вместе учатся выживать в этом мире.
По новому кругу
Первую группу детей — семь человек — специалисты организации вели 15 лет. Сегодня этим ребятам по 15—20 лет, они доучиваются в школе или уже закончили ее.
Теперь место выпускников заняли малыши — 42 человека. Их будут готовить к садику, потом к школе, помогать развивать память, внимание, мышление, эмоции. Общаться между собой в это время будут и родители, у которых общие проблемы — психологические, социальные, правовые.
Мамы и папы по-разному относятся к недугу своих детей. Круг их общения очень специфичен и ограничен — у некоторых как раз из-за детей. Другие, наоборот, не стесняются озвучивать диагноз ребенка, третьи предпочитают об этом не особо распространяться. Но есть настолько закрытые семьи, где проблемы своих детей даже скрывают.
Сбросить портьеру
В «Обществе помощи детям им. Л. С. Выготского» очень сильная медицинская составляющая, и сюда родители приходят, как правило, после долгих походов с детьми по врачам.
Трехлетнюю Полину мама привела в эту организацию 15 лет назад. Сначала с девочкой работали индивидуально. Когда Полю стали водить в детскую группу, она ни с кем не общалась, стояла в углу, завернувшись в портьеру. Чтобы ввести девочку в круг детей, портьеру отцепили, накинули на Полину и посадили за общий стол. Некоторое время она так и занималась — под шторой. А потом потихоньку дела пошли — Поля начала танцевать, играть на музыкальных инструментах. Она прекрасно поет и исполняет восточные танцы на пару с маленькой Аней Т., у которой синдром Дауна. Эту пару надо видеть! На сцене девчонки просто живут. И хорошо дополняют друг друга.
— Для аутистов дети с синдромом Дауна — привязчивые, контактные и общительные — тоже своеобразная коррекционная среда. В интеграционной группе занимаются также здоровые дети.
Сегодня Полине 18 лет. Главное достижение прошедших лет — состоятельность в бытовом плане. Она может оставаться дома одна, сама готовит еду, стирает. Но в учебе ей требуется помощь родителей, впрочем, как и многим здоровым детям. И еще — жизнь ее родителей также кардинально изменилась.
Дудки, свистульки, жалейки
В занятиях с детьми не обойтись без помощи добровольцев. Дело в том, что с каждым таким ребенком рядом должен быть взрослый — справиться с группой одному педагогу очень сложно. Молодежь обычно сама приходит в организацию с предложениями о помощи. Как правило, это студенты и начинающие специалисты. С детьми работали молодой психиатр Виталий Котов, студентка Виталина Куанчелиева.
Анатолий Атанов из актерской среды — когда-то работал в детских театрах. Вместе с женой Надеждой они первыми начали добровольческую деятельность, и в ней уже 15 лет. Супруги организовывают детям фольклорные праздники, народные игры, театральные постановки. Кстати, все дети — участники ансамбля шумовых инструментов, который ежегодно выступает на фестивале, организованном Союзом талантов России. Этим ансамблем сегодня руководит мама Полины — музыкант Ольга Сафонова. Занимается с детишками и мама Кирилла Богданова Татьяна. А инструменты для детей делает Анатолий Атанов.
— Это дудки, свистульки, жалейки, пыхтелки, сопелки и так далее, — перечисляет он. — Дети быстро осваивают эти простые инструменты. Гусли-самогуды-самоплясы на всех действуют одинаково — и здоровые, и больные начинают под них приплясывать. Раньше в деревнях принимали в игры любых детей и давали им возможность проявить себя. И постепенно больной ребенок вливался в жизнь. У музыкальных инструментов есть душа. Как и у этих детей — ведь они если любят, так любят!
Диме 25 лет, у него синдром Дауна. Специалисты говорят, он и актер, и певец. У них на глазах глубоко переживал свою влюбленность в студентку-волонтера. Песней он признался в любви и своей учительнице.
Рисунок, живопись, флористика, лепка — еще и эти средства помогают больным детям выразить себя. Художник Елена Покатило с особыми детьми уже полтора десятка лет. У каждого мольберта стоят баночки с гуашью. Таким детям проще работать именно с ней, а не с акварелью. Елена Васильевна учит правильно смешивать краски. Может быть, поэтому работы получаются яркими и сочными.
Любят такие дети и уроки флористики. Мне они подарили симпатичные книжные закладки, выполненные из сухих листочков и закатанные в ламинат. Гостям дарят еще и блокнотики, выполненные руками воспитанников.
С дипломами, но без работы
Но что делать таким ребятам после окончания школы? В Москве и Санкт-Петербурге были попытки создавать для них рабочие места, чтобы они могли работать и помогать таким же, как сами. Между тем потенциал таких детей и их воля к жизни поражают. Богдан Кириллов с синдромом Дауна растет в семье музыкантов, в этом году он перешел в 6-й класс музыкальной школы. Мальчик наделен способностями, которых нет у многих здоровых ребятишек.
В «Обществе помощи детям им. Л. С. Выготского» занимался Сергей Проскурнов с диагнозом ДЦП. Он считался необучаемым. Ему, как смогли, поставили речь. Теперь, в 39 лет, у него четыре высших образования, которые он получил дистанционно. Сергей является чемпионом по шахматам и радиоспорту. Но вот на работу, к сожалению, так и не устроился.
Татьяна Филимонова.