Справороссам нечего предъявить электорату даже на бумаге
Несмотря на социологические опросы последних месяцев, которые упорно констатируют, что рейтинг «Справедливой России» балансирует на опасной 7-процентой отметке с тенденцией к понижению, лидеры справороссов с аномальным упорством демонстрируют оптимизм. Отказываясь признать ставший уже для всех очевидным факт стремительного распада партийных рядов, Сергей Миронов объявил на днях, что партия его на декабрьских выборах намерена получить аж 15% голосов. Эксперты уже назвали эти притязания «ненаучной фантастикой».
Падать всегда больно. Падать с большой высоты больнее вдвойне. Еще не так давно за «Справедливой Россией»» было негласно закреплено звание второй партии власти, а ее лидер, Председатель Совета Федерации, был по статусу третьим человеком страны. Такого стартового капитала не было ни у одной оппозиционной партии, и за 5 лет своего существования она вполне могла стать мощной политической силой. Но не стала. Когда же Миронова из Совета Федерации попросили, выяснилось, что собственного авторитета политик заработать так и не смог. А его партия стала на глазах рассыпаться.
Причин тому можно назвать много. Региональные отделения погрязли в скандалах, причем по большей части отнюдь не политического, а часто и вовсе криминального характера. За примером даже ходить далеко не надо. В Волгоградской области бывшему эсеру-активисту Николаю Волкову за педофилию светит немалый срок, а там и другие его шалости на подходе. И часть из них, например, с моторным заводом, напрямую связана с главным областным эсером Олегом Михеевым. Да и у лидера фракции областной Думы Олега Пахолкова тоже отношения с законом не очень мирно выстраивались — в недалеком прошлом «фотографа третьего разряда» судили за клевету.
Понятно, что с такими кадрами о долгосрочных проектах трудно было мечтать, а привлечь в свои ряды таких людей, чтобы и харизма была, и с биографией все в порядке, у Миронова не очень-то получалось. Видно, с собственной харизмой у бывшего десантника и любителя выхухолей не все в порядке. А теперь, когда основной состав команду покинул, и вовсе остались только те, кому больше податься некуда.
Тем не менее сохраняющие пока статус депутатов Госдумы главные эсеры усердно демонстрируют уверенность в своих силах и, не дожидаясь съезда, который намечен на 24 сентября, поторопились объявить имена своей первой тройки. Первым номером пойдет, конечно же, сам Миронов, за ним эсеровский воз потянет нынешний председатель партии Николай Левичев, ну а на третьем месте расположили депутата Оксану Дмитриеву.
Между тем, по мнению политологов, именно Оксана Дмитриева — единственный популярный политик в этой тройке, который сможет дать «Справедливой России» реальные голоса. Николай Левичев в отличие от нее политик совсем не публичный, а потому до электората не достучится, да и сам Миронов, лишившись поста спикера, быстро растерял остатки своего и раньше-то небогатого рейтинга.
Торопливость же справоросской тройки объясняется привычной уже для них причиной. Поговаривают, что г-жа Дмитриева в последние месяцы подыскивает себе альтернативную площадку для политической карьеры и засматривается в сторону народного фронта. А у единороссов-то съезд тоже 24 сентября. Не объяви сейчас, что она с эсерами, потом поздно будет — с уходом Дмитриевой на электоральных надеждах эсеров можно ставить окончательный крест. Конечно, одной ей вряд ли удастся дотянуть справороссов до заветных 7%, но можно будет хотя бы верить в чудо. А без нее и вовсе не останется ни чудес, ни процентов.
Понимая безвыходность ситуации, эсеры, как за соломинку, хватаются за не слишком удачный вымысел о том, что во всех их несчастьях виноваты… социологи, которые дают им слишком маленький рейтинг. Утверждая, что все соцагентства ангажированы, а потому врут безбожно, они снова и снова внушают себе (окружающие уже давно в это не верят), что по результатам избирательной кампании показатели «СР» вырастут если не до 20%, то до 15% наверняка.
Между тем, по данным ВЦИОМ на конец августа, рейтинг «Справедливой России» составляет 4%. И это не намного отличается от результатов, полученных другими социологическими центрами. Говорят, что по этой причине Миронов с Левичевым заняты сейчас поиском альтернативных социологов и готовы заплатить хорошие деньги тем, кто сумеет «накопать» для них хороший процент. Вот только зеркало такое может оказаться кривым, а разочарование — слишком жестоким.
Галина ИВАНОВА.