Евгения РОЕВА: «Русские за рубежом — самый мобильный и прогрессивный народ»
Она волгоградка, сделавшая головокружительную карьеру за рубежом. Ее знают и ценят в известных театрах Европы как талантливую пианистку и композитора. Но, даже прожив за границей половину своей жизни, она с гордостью говорит, что русская и родом из Волгограда.
А начиналось все так. Двадцать лет назад в Большом театре оперы и балета города Загреба открылась вакансия концертмейстера. Волгоградка Евгения Роева, тогда юная выпускница училища имени Павла Серебрякова, решила попробовать свои силы и отправилась в Югославию.
— В Европе совершенно другой менталитет, — вспоминает Евгения, — там никого не интересуют дипломы. Ты садишься и играешь, показываешь, чего ты стоишь, и лишь потом смотрят твое образование. Перед началом прослушивания одна профессорша спросила меня, откуда я родом. Узнав, что из Волгограда, сказала: «Выдержишь!» Это ведь такое клише в мире — голодное Поволжье, Сталинград. Кстати, за стойкость и мужество русских очень ценят за рубежом.
Евгения победила в конкурсе. В чужой стране, не зная пока языка, не имея блата, молодая женщина стала работать в престижнейшем театре Европы. Первое время она даже не испытывала трудностей с языком: в Большом театре Загреба все понимали и говорили по-русски.
О талантливом музыканте стало известно в других театрах Европы, и приглашения последовали одно за другим.
— Уже целый век во многих городах Европы и Америки работают русские музыканты, ученые, специалисты, — говорит Евгения, — Их ценят за то, что они трудолюбивы и отличные профессионалы. Ни один европеец не будет работать так, как русский. Мы стремимся сделать карьеру в лучшем смысле этого слова и постоянно совершенствуемся. Мы трудоголики, мобильный и прогрессивный народ.
Евгения была востребована. Она работала по контракту в театрах оперы и балета Испании и Германии, Венгрии и Австрии. Много лет была концертмейстером балета. Специализация, объясняет Евгения, сложная, вся терминология на французском языке, лучших специалистов можно пересчитать по пальцам. Работая в Хорватии, Роева познакомилась с американцем из Лос-Анджелеса, где у него был свой театр. Он очень звал пианистку к себе, предлагал отличный контракт. Но на руках у Евгении была маленькая дочь, и она не поехала. Сейчас немного жалеет об этом.
— Сложно ли было ассимилироваться на новом месте, ведь у вас были сплошные переезды?
— Если кто-то вам скажет, что эмиграция далась ему легко, — не верьте! — утверждает Евгения. — Это адский труд — окончить многоступенчатые языковые курсы с углубленным изучением традиций и культуры страны. Каждый народ ценит свои корни и поэтому очень требовательно относится к иностранцам, которые решили эмигрировать в его страну. Кроме того, если вы преподаватель, то обязаны в совершенстве владеть языком. Я получила в Югославии два образования — окончила в Загребе академию по классу фортепиано, а недавно стала дипломированным специалистом по специальности «Искусство и дизайн».
Евгения считает, что музыка помогает ей во все моменты жизни. Когда закончилась война в Косово, в мае 1999-го, она давала сольные концерты в Загребе и Дубровнике — исполняла собственные лирические песни и романсы, а также популярные русские «Очи черные», «Подмосковные вечера»... Аудитория — россияне-эмигранты, сербы и хорваты, которые учили в школе русский язык. Они очень хорошо встречали музыканта, подпевали.
А еще Евгения Роева пишет музыку на стихи известных поэтов.
— Уже в детстве папа приносил мне ноты и просил петь и играть — такое домашнее музицирование, — вспоминает Евгения. — Когда мне было 20 лет, популярная волгоградская певица Нателла Имедашвили, знакомая с моими родителями, дала мне замечательные стихи Валентины Боровицкой и попросила написать романс. Стихи меня вдохновили, и родился самый первый романс «Любила вас…». Он уже 15 лет в репертуаре Нателлы Шавловны, звучал и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в других городах России. Затем это стало традицией — многие волгоградские поэты приносили мне свои стихи и просили положить их на музыку. Хочу отметить, что в Волгограде много замечательных поэтов-самородков: это Михаил Абрамов, Анна Котова, Рената Федотенко, Александр Хруслов. Однажды в Хорватии я купила книгу стихов Ларисы Рубальской , и родился романс «Разлука для любви». Когда я возвращалась в Россию после 10-летнего перерыва, в Москве я позвонила Ларисе Рубальской, встретилась с ней и рассказала о романсе. Она разрешила мне использовать ее стихи и исполнять песни на ее стихи другим певцам.
Сегодня Евгения чаще бывает в Волгограде, дает сольные концерты, которые всегда проходят при полном зале, ведь ее приезда ждут верные поклонники.
— Да, я всегда оставалась патриотом, — утверждает она. — Когда за границей слышала русских, ругающих нашу страну, мне становилось обидно, и я всегда вступала в дискуссию. Я и сейчас, объехав полмира, считаю Волгоград замечательным городом.
— Каковы ваши планы на будущее?
— Сейчас, когда моя дочь подросла, я буду больше времени бывать на родине. В Дубровнике работает моя школа, а в Волгограде я хочу посвятить себя творчеству — писать песни, выступать с концертами, участвовать в музыкальных конкурсах. Планов много, ведь жизнь только начинается!
Инга ИВАНОВА.
Фото автора.