СТ станет основой электротранспорта в городе-герое.
В Волгограде стартовала модернизация линии скоростного трамвая. Таких масштабных работ на «подземке» не проводилось почти сорок лет. Начались они от станции «ВГТЗ». Всего подрядчику предстоит демонтировать и заново проложить до остановки «ТРК «Европа Сити Молл» более 10 километров пути.
В добрый путь!
По сути, сейчас в северной части областной столицы трамвайные пути возводятся заново, на обустройство выделены колоссальные средства – более 1,3 миллиарда рублей. Работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Первые пять километров (в однопутном исчислении) должны быть готовы уже к новому году. Такую задачу поставил перед подрядчиком губернатор Андрей Бочаров в ходе выездного совещания 2 декабря.
По словам главы региона, скоростной трамвай в будущем может стать основным транспортом для волгоградцев.
– Городской электротранспорт, куда входят троллейбусы, трамваи, скоростной трамвай, является важной составляющей частью комплексной транспортной сети Волгограда. И скоростной трамвай, по оценке специалистов, будет являться основой электротранспорта города. Именно на базе СТ мы создадим часть пересадочных узлов, к которым «привяжем» и другие виды общественного транспорта, – отметил Андрей Бочаров. – Работы будут вестись в несколько этапов. До конца 2020 года должны уложить рельсы и шпалы на протяжении пяти километров в однопутном исчислении: от кольца трамвая, расположенного у ВГТЗ, до станции «Больница Ильича».
Губернатор не скрывает, что к реализации проекта такого уровня руководство области и города плотно готовилось на протяжении четырёх лет.
– Если сегодня полностью заняться модернизацией всего электротранспорта только в Волгограде, потребуется около 40 миллиардов рублей. Такой проект без правительства, участия в нём частной компании осуществить было бы невозможно. Мы также прекрасно понимаем, что стоимость проезда должна быть по карману жителям. Это очень важная составляющая. Поэтому мы работаем с правительством страны, чтобы Волгоградская область вошла в число пилотных регионов по реализации профильной госпрограммы, – сказал Андрей Бочаров.
О том, насколько проект необходим, многократно высказывались рядовые волгоградцы. В развитии муниципального транспорта жители в первую очередь видят спасение от засилья маршруток. А причин для недовольства опасными газельками у них предостаточно.
– Я до самой пенсии дожила без больничных листов, никогда на здоровье не жаловалась, – говорит пенсионерка Надежда Шиманова. – В больнице впервые оказалась года четыре назад с травмой после неудачной поездки в маршрутном такси. Водитель на высокой скорости так затормозил, что у меня случился компрессионный перелом шейного позвонка. С тех пор пользуюсь только автобусом или трамваем. Считаю их самым безопасным транспортом. Да и дешевле мне обходится.
Немало историй могут рассказать инспекторы ДПС, которым доводилось ловить маршрутчиков в состоянии алкогольного и даже наркотического опьянения. Была и другая проблема: «заказные» перевозки дублировали регулярные маршруты автопредприятий, при этом любыми способами стараясь уйти от налогов.
За грамотное решение проблемы с перевозчиками-лихачами руководство Волгоградской области неоднократно хвалили в Правительстве РФ, а заместитель Генерального прокурора РФ Андрей Кикоть назвал опыт региона уникальным.
Поедем без шума и тряски
Напомним, сегодня протяжённость СТ составляет 17,3 км. Из них 7,2 км – это его подземная часть. Подрядчик ведёт реконструкцию надземного участка. Для прокладки рабочие используют современные бесшовные рельсы. Также в планах обновление инфраструктуры, в частности замена тяговых подстанций на более мощные и экономичные. Улучшат и вагонный парк. Это будут современные трёхсекционные вагоны отечественного производства, отличающиеся более высокой скоростью и комфортом, пониженным уровнем шума. Подчеркнём, что именно реконструированные пути позволят реализовать потенциал таких трамваев. В местах пересечения с автодорогами и на перекрёстках рельсы утопят в асфальт для комфортного проезда автомашин.
Специалисты уже демонтировали пять километров старой рельсошпальной решётки (в однопутном направлении). Также здесь уже выполнили устройство песчаной подушки, уложили защитный слой из геотекстиля и произвели балансировку путей под новую конструкцию.
– Старым путям было почти 40 лет, – пояснил генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Константин Шостак. – Они уже устарели и даже стали приходить в негодность. Чтобы увеличить скорость сообщения и повысить качество услуг, необходимо было произвести демонтаж и замену старой инфраструктуры на новую из современных материалов отечественного производства. Укладываемые шпалы с современными креплениями могут повысить плавность хода, а вот шумовые и вибронагрузки, наоборот, снизить. На сегодняшний день на этом этапе уже выполнено 40% работ.
Движение по обновлённой линии на этом участке будет запущено в начале 2021 года, пояснил глава Волгограда Виталий Лихачёв. Погода не сможет изменить утверждённого графика работ. Технология, которая применяется при укладке трамвайных путей, очень схожа с автодорожными, только вместо асфальта прокладываются рельсы.
Отметим, что работы такого масштаба на инфраструктуре электротранспорта проводят в Волгограде впервые с советских времён. Чтобы выполнить всё задуманное, область заручилась поддержкой федерального центра. Наш город, который является федеральным транспортным узлом, вошёл в число получателей средств на строительство и капремонт объектов инфраструктуры наземного электротранспорта. Первый транш из 1,3 млрд рублей – 300 млн рублей – уже поступил. Работы будут длиться до 2022 года.
Наведение порядка в дорожно-транспортной сфере Волгоградской области идёт с 2014 года. В регионе введена единая схема транспортного обслуживания, разрабатывают оптимальные маршруты, действует электронная система оплаты проезда, регулярно обновляется парк общественного транспорта. Это позволило нарастить безопасность и качество пассажирских перевозок.
К слову, в настоящее время движение составов на перегоне от кольца «Монолит» до конечной остановки «ВгТЗ» остановлено. Трамваи курсируют от остановки «Гимназия №14» до станции «Ельшанка» с интервалом 6-7 минут. На время работ для удобства жителей и гостей областной столицы усилен троллейбусный маршрут № 12 «Спартановка – Детский центр», значительная часть которого проходит параллельно с линией СТ и поэтому «рогатые» взяли на себя ее пассажиров.
Евгений Калинин, член Клуба экспертов Нижнего Поволжья:
– Построение современной двухступенчатой модели маршрутной сети общественного транспорта в городе-миллионнике – сложнейшая управленческая задача, которую в Волгограде не могли решить десятилетиями. Сказывалась междоусобица во властной вертикали, инерционность мышления горожан и отсутствие необходимой ресурсной базы. Сегодня, когда областной центр полностью соответствует современным стандартам транспортной доступности, о прежних проблемах многие уже и не вспоминают. Благодаря политической воле губернатора Андрея Бочарова и синхронизации действий областной и муниципальной власти созданы быстрые и частые линии транспорта, пронизывающие город, а вокруг них уже проложены все остальные маршруты. Появились новые автомагистрали, выделенные линии для общественного транспорта, есть возможность использовать безналичную оплату транспортными картами. Сегодня Волгоград – один из активных участников федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Благодаря привлечению федеральных средств появилась долгосрочная перспектива развития транспортного сообщения областного центра, идёт регулярное обновление подвижного состава. Не случайно Волгоград оказался в «пятёрке» лучших городов страны, в которых горожане и специалисты оценили качество услуг общественного транспорта. Люди видят качественные изменения транспортной доступности и состояния дорожной инфраструктуры и дают позитивную оценку работы губернатора и руководства муниципалитета.
Ксения Доронина