Волгоградская молодежь воссоздает предметы времен викингов и Древней Руси
Чтобы попасть в Средневековье, совсем не обязательно изобретать машину времени. Участники волгоградского клуба исторической реконструкции «Шведо-новгородский отряд» своими руками создают атмосферу быта народов Северной Европы и Руси VII —XI вв. Причем не просто создают, а буквально живут ею. Корреспондент «Городских вестей» узнал, что заставляет взрослых людей надевать средневековые доспехи и сражаться друг с другом на мечах.
Эксклюзивные бусы
Молодые супруги Захар и Татьяна Дорофеевы всерьез увлечены исторической реконструкцией и особенно любят раннее Средневековье — эпоху завоеваний викингов, рыцарских подвигов, древнерусских воинов. Ребята собственноручно воссоздают детали, которые позволяют представить, как жили древние скандинавы, радимичи, кривичи и вятичи 1000 лет назад. Костюмы, предметы быта, доспехи оружие того времени полностью аутентичны историческим аналогам.
— Если говорить, например, об одежде вятичей, то в то время она была многослойной, — рассказывает участница клуба исторической реконструкции «Шведо-новгородский отряд» Татьяна. — Дамы носили рубахи белого цвета, юбку-паневу, которая повязывалась шнурком — гашником, а поверх всего надевали свиты — исконный элемент верхней одежды славян. Женщины сами себе мастерили бусы из стекла или горного хрусталя, причем у каждой хозяйки украшение было эксклюзивным по дизайну.
Все женские наряды и аксессуары к ним Татьяна, как и ее коллеги по клубу, создает сама, изучая массу исторических источников, просматривая эскизы и фотографии археологических находок. А вот кожаную сумку, которой пользовались женщины племени вятичей, для Татьяны реконструировал муж Захар. В основном его профиль — оружие и обмундирование воинов Скандинавии и Руси VII—XI вв.
Доспехи, шлемы и щиты
Весьма внушительными выглядят боевые комплексы. Парни из «Шведо-новгородского отряда» постарались в точности воссоздать одежду наемных воинов из Швеции, Дании, Венгрии, а также новгородских дружинников. Причем некоторые элементы весят немало.
— Сам костюм может весить до 20 кг, ламеллярный доспех — около 11 кг, шлем — 2,5 кг щит — до 3 кг, — говорит участник клуба исторической реконструкции «Шведо-новгородский отряд» Захар Дорофеев. — Но люди в доспехах — это лишь верхушка айсберга. Нужно жить, дышать тем миром, который мы стараемся восстанавливать максимально точно.
Хотя мечи, выкованные волгоградскими и новгородскими кузнецами, отличаются от средневековых разве что отсутствием заточки. Вес такого меча — 1,5 кг, и штука эта небезопасная. Поэтому ребята регулярно проводят занятия, на которых оттачивают технику ведения боя.
Фибулы определяют статус
Конечно, чтобы заниматься исторической реконструкцией, нужно быть очень увлеченным человеком. На это уходит много сил, времени и денег. При создании элементов Средневековья используются только натуральные материалы, которые найти порой бывает не так-то просто.
— Те ткани, которые продаются в волгоградских магазинах, мало подходят для реконструкции, — рассказывает участница клуба исторической реконструкции «Шведо-новгородский отряд» Виктория Баранова. — Поэтому, когда хочется более полно воссоздать комплекс одежды конкретного жителя средневекового города, приходится заказывать материалы в других городах, а то и странах. Так что дело это достаточно затратное.
Исторической реконструкцией Виктория занимается уже около 5 лет и начала с создания скандинавского костюма. Сейчас ее коллекция насчитывает уже 4 комплекса одежды раннего Средневековья. В их числе — костюм радимичей, боярский Древней Руси и половецкий. Но особенно дорог самый первый. Его отличительными элементами являются черепахообразные фибулы. По тому металлу, из которого они изготовлены, можно легко определить статус женщины в обществе. Золотые говорили о зажиточности хозяйки, бронзовые — о небольших доходах. Кроме того, на фибулы возлагалась и часть практических функций.
— На них привешивался игольник — это такая коробочка, где хранятся швейные и вязальные иглы, ‑ рассказывает Виктория Баранова. — В моем игольнике ‑ костяные иглы, которыми можно заштопать, если на одежде что-то порвалось. К фибулам также привешивалась копоушка — аналог современной ватной палочки. Скандинавы не были чужды гигиены и приводили себя в порядок с помощью таких нехитрых приспособлений.
Все литые изделия, говорит Виктория, будь то амулеты, пряжки, фибулы, приходилось заказывать в Москве, потому что в Волгограде таких мастерских, где бы смогли изготовить подобные изделия, попросту нет.
С мечтой о романтике
В клубе «Шведо-новгородский отряд» всегда рады пополнению новых участников. Новичок, как правило, начинает с крестьянина. То есть изготавливает себе простейший костюм: рубашку, штаны, кожаный пояс, головной убор. Дальше делает себе оружие, доспехи и постепенно готовится к посвящению в воины.
— Все вещи, которые мы изготавливаем сами, должны быть сделаны качественно, — говорит лидер клуба исторический реконструкции «Шведо-новгородский отряд» Максим Желнов. — Ведь все они потом используются на практике, поскольку мы частенько принимаем участие во множестве исторических выставок, фестивалей, куда съезжаются наши единомышленники с разных уголков России. Там мы полностью погружаемся в средневековую среду: устраиваем рыцарские поединки, парные бои на мечах, стреляем из лука, метаем копья.
Исторической реконструкцией ребята занимаются на чистом энтузиазме. Кто-то приходит в клуб с мечтой о мече, кто-то — в надежде на интересное общение… Приходят люди разных возрастов и социальных слоев. Но все они объединены общей любовью к истории, которая поначалу возникает не сразу, но если она приходит, то навсегда.
Денис КАЁХТИН.
Фото автора
и из личного архива участников клуба «Шведо-новгородский отряд».