Ученые ВГСПУ в сотрудничестве с педагогами осваивают новые образовательные стандарты
Волгоград, 7 февраля. Завтра в России отмечается День науки. В начале февраля в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете прошла научно-методическая конференция «Научно-методические основы деятельности университета в условиях реализации школьных и вузовских образовательных стандартов нового поколения».
Выступая на открытии конференции, ректор университета профессор Н. К. Сергеев отметил, что если посмотреть тематику кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в 2011 г. (52 и 3 соответственно), то можно увидеть, что большинство из них так или иначе связаны с внедрением новых образовательных стандартов. Кроме того, 39 опубликованных монографий и 45 учебно-методических пособий также затрагивают эту тематику. Это большой вклад вуза в осмысление проблем общеобразовательной и высшей школ.
Внедрение в практику школьного и вузовского преподавания новых стандартов давно уже ожидалось педагогическим сообществом. Если раньше советская система образования должна была обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли на протяжении всей его жизни, то сейчас, в эпоху быстрой смены технологий, невозможно создать инициативную, нестандартно мыслящую личность без непрерывного образования. Причем ключевой характеристикой такого процесса станет не столько передача знаний и технологий, сколько формирование компетентности обучаемого.
О том, с какими трудностями сталкиваются специалисты в процессе внедрения стандартов и что надо делать, чтобы столь серьезные перемены не закончились формализованными отчетами, нам рассказали участники конференции.
В. В. ЗАЙЦЕВ, проректор по учебной работе, доктор педагогических наук, профессор:
— Объединение в рамках одной конференции одновременно школьных и вузовских стандартов было не случайным — только хорошее знание специфики целей и содержания школьного образования, задаваемое новыми стандартами, может более правильно выстроить процесс подготовки будущего учителя в вузе.
М. В. НИКОЛАЕВА, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования доктор педагогических наук, профессор:
— Сегодня основной причиной трудностей в процессе реализации намеченных изменений в начальной школе, на наш взгляд, может явиться то, что образовательные стандарты начального образования продолжают создаваться. Это характеризуется тем, что в стандарты второго поколения уже внесен ряд изменений и процесс продолжается. В этой ситуации важна правовая компетентность педагога, его осведомленность относительно нормативных и методических документов, сопровождающих внедрение стандартов.
Л. В. САВИНА, заведующая кафедрой литературы, доктор филологических наук, профессор:
— В уже принятых документах в качестве миссии декларируется формирование гражданской идентичности личности, что позволит обеспечить духовное и социальное укрепление нации. И прежде всего речь идет об этнической, региональной идентичности, о чувстве малой родины, и здесь особую роль призваны сыграть уроки литературы.
Известно, что культурная традиция всегда воспринимала отечественную словесность как хранилище духовного опыта предков, как главный ресурс мысли. Достаточно перечитать страницы нашей классики, чтобы убедиться, что она буквально вопиет против утилитаризма и прагматизма, против бездушного делячества, против омертвения души. Но эти постулаты сталкиваются с совсем иными, реальными уроками жизни, утверждающими, что главное в человеке — не его моральная доминанта, а счет в банке или административная должность. Как быть юным созданиям, если в школе на уроке они слышат одно, а дома или с экрана телевизора — другое? В этой ситуации действия властей, семьи, школы и других институтов социализации должны быть консолидированы.
Подводя итоги работы научного форума, проректор по науке, доктор педагогических наук, профессор А. М. Коротков сказал:
— Для нас принципиально важно, что в обсуждение проблем перехода на новые стандарты участвовали не только ведущие ученые университета, но и преподаватели Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, сотрудники комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области, руководители школьных методических объединений. Именно в этом видится залог успешной работы.