Одеть с иголочки: секреты создания образов Деда Мороза и Снегурочки рассказали в волгоградском театре оперы
Нарядить сказочных героев оказалось делом непростым и очень ответственным.
Главный зимний волшебник Дедушка Мороз всегда выглядит невероятно красиво. Под стать ему верная спутница, внученька Снегурочка. Костюмы обоих буквально светятся, даря ощущение праздника и сказки. На шубах – ни пятнышка, ни дырочки. Одни снежинки, меха да каменья сверкающие. Магия! Кто же создает такие чудесные наряды, радующие глаз, узнал корреспондент «Городских вестей», отправившись в «Царицынскую оперу».
В парче, шелках и бархате
Традиция новогодних представлений и елок для детей в «Царицынской опере» существует много лет. Зрителей Дедушка Мороз и Снегурочка поздравляют не только с главной сцены театра, но водят с ними хороводы в празднично украшенном фойе, загадывают сказки, поют песенки и дарят подарки. Такой движ продолжается не меньше недели. Выглядеть главным персонажам нужно свежо, опрятно, будто они только что сошли с саней, примчавших из снежной волшебной страны.
- В репертуаре нашего театра есть специальные постановки, посвященные Новому году. Сказки меняются, помимо сцены мы украшаем фойе, наряжаем елку. И, конечно, готовим костюмы, - рассказывает главный художник театра Екатерина Гельперн.
Сам образ Дедушки Мороза остается прежним, как и сотню лет назад: статный седой бородатый мужчина средних лет в длинном кафтане, в рукавицах, с посохом и мешком.
- Я так горда Россией, так люблю наш народ за то, что он хранит свои традиции! В нас заложено чувство настоящей красоты. Это непобедимо. Даже в 90-е годы, когда к нам хлынула западная культура, никакой Санта-Клаус не смог конкурировать с Дедом Морозом. Наш зимний волшебник – эталон. От него веет праздником, он сияет, очень уверен в себе. И, конечно, красиво одет, - перечисляет специалист.
Прежде всего в костюме Деда Мороза преобладают парча, бархат, шелк, искусственный мех (натуральный нельзя, он плохо хранится). Украшается наряд вручную бисером, тесьмой, вышивкой. Роспись можно дополнить акриловыми красками, которые не исчезают и не меркнут даже при стирке. Цвет костюмов главный художник подбирает вместе с режиссером, ориентируясь на оформление сцены. Главные герои обязательно должны выгодно смотреться на фоне декораций. Но, как правило, наряды Морозушки и Снегурочки синие, красные либо серебряные.
В среднем шубка Властелина зимы может обойтись в тысяч двадцать рублей, и это без учета работы мастеров, речь только о материалах.
Закупкой необходимых тканей и фурнитуры в театре занимаются работники пошивочного цеха. Порой приходится побегать по магазинам, чтобы найти именно «то самое», нужное. Ни о каких интернет-магазинах речи и быть не может. Все должно быть сначала много раз сверено с эскизами и только потом пущено в работу. Готовить костюмы при таком раскладе, естественно, начинают загодя, еще осенью.
Шапочный разбор
Дед Мороз никогда не появится без усов и бороды. Они - его визитная карточка. Чем пышнее и гуще борода, тем лучше для имиджа волшебника. Но и тут нужно знать меру, уточняет Екатерина Гельперн.
- На актере, который играет Морозку, не должно все это выглядеть комично. Борода может быть длиннее-короче. Не эспаньолка, конечно, это не про нашего Дедушку. Также «перевешивать» образ в целом борода не должна. Чувство меры - во всем.
То же самое с косой Снегурочки. Обычно коса для зимней внучки делается из искусственных материалов, украшается разноцветными лентами, бусинами, звездочками, аккуратно заплетается вдоль головы и спины, символизируя связь персонажа с природой и зимними праздниками. Но нередко актриса, играющая роль Снегурочки, обходится собственной прической, дополняя ее головным убором – шапочкой, кокошником, венцом, короной.
К слову, в «Царицынской опере» несколько лет Снегурочка выходит к гостям в шубке, созданной волгоградской художницей Еленой Павловской. Это настоящее произведение искусства из серебристой парчи, расписанное нежными розово-фиолетовыми красками.
Отдельного внимания заслуживают головные уборы персонажей. Их изготовлением в «Царицынской опере» занимается художник-модельер Александр Козлов. Себя он называет шляпником. За плечами мастера – больше 30 лет работы в театре.
- Моя задача, чтобы артист работал, не задумываясь о головном уборе, - уточняет специалист. – На голове Снегурочки и Деда Мороза обязательно должна быть шапочка, которая скрывает волосы. Именно она помогает не надевать на артиста парик, который сложно крепится.
У кокошника Снегурочки обязательно есть лобная часть. Она не должна перекрывать брови. Должен быть у кокошника затылок с резинкой, бантом или фатой. Под кокошник также надевается шапочка, чтобы конструкция не заваливалась при движениях вперед или назад.
Шапка Деда Мороза также может разниться по форме, но чаще всего это – боярка или мурмолка (шапка с высокой или сужающейся к низу тульей из атласа, бархата или парчи, с отворотами, которые спереди пристегивались к тулье красивыми каменьями). В театрах натуральный мех не используют, потому что его очень сложно хранить.
В каркасных головных уборах используют лино. Это то же самое папье-маше, но только из ткани. Сначала берется болванка, обтянутая пленкой, потом на нее накладывается обязательно шесть слоев лино. После высыхания все это вырезается точно по заданной форме и украшается. Сидят такие головные уборы на актерах как влитые. В них можно бегать, прыгать, крутить фуэте.
От зимы до зимы
Из пошивочного цеха готовые костюмы отправляются в костюмерный. Вот уж где глаза разбегаются!
Начальник костюмерного цеха Людмила Медведева – настоящий хранитель истории театра. В том числе под ее ответственностью наряды Деда Мороза. Сейчас в ходу «Царицынской оперы» их четыре. И столько же нарядов Снегурочек. От декабря до декабря хранятся эти богатства в отдельном уголке – почищенные, поглаженные, пронумерованные…
- После 7 января мы собираем новогодние костюмы, приводим в порядок, вешаем на отдельный кронштейн и храним до следующего года, - рассказывает Людмила.
Интересная деталь: шубки Снегурочек всегда возвращаются в костюмерную в более сохранном виде. Не потому, что девочки более аккуратны. Оказывается двигаться во время представления больше приходится именно Деду Морозу! Порой так разухабисто, что только стразы ловить успевай.
- Амортизация костюмов очень большая. В театре ежедневно все новогодние каникулы проходят по две-три елки, концерты, массовки. Костюм просматриваем постоянно на праздники, все тут же приводим в порядок. Пропариваем, просушиваем, и к очередному выступлению он как новенький.
Каждому Дедушке Морозу костюмеры выдают еще и нижнее белье. Так что под шубой у персонажа все, как надо. В том числе есть рубаха, шаровары.
В закромах театра хранится очень интересный наряд Морозушки в современном стиле: шубка-безрукавка надевается поверх расписной рубахи, на голове стилизованная шапка-ушанка. Автор костюма – молодая художница Даша Николаева. Но даже несмотря на осовремененность, наряд Дедушки выглядит царственно.
В среднем на Снегурочку шьют костюм 44-46 размера. На Деда Мороза – от пятидесятого. Делают их при этом с запасом, чтобы проще было подогнать под конкретных актеров. Иногда на актера, играющего Деда Мороза, приходится для солидности поддевать накладной животик и стеганую курточку.
Дети на появление Деда Мороза и Снегурочки реагируют всегда с нескрываемым чувством восторга. Они с удовольствием фотографируются с ними. Некоторые ребята робеют: это ведь настоящее чудо - увидеть сказочного волшебника не на страницах книг или в телевизоре, а рядом, вживую.
- Но мы все и служим в театре именно ради эмоций наших зрителей, - говорят в «Царицынской опере».