Специалист также сравнил, каким второй зимний месяц был в прошлые годы.
Январь нынешнего года удивил волгоградцев значительными морозами, от которых горожане отвыкли
за последние годы. Особенно контрастным выглядит нынешний январь по сравнению с предыдущим, когда температура отклонялась от нормы в положительную сторону на шесть градусов. Что произошло? Отменяется ли глобальное потепление? Почему ударили уже и нежданные крещенские морозы? Рассказывает климатолог Анатолий Судаков.
Лишь тень былых морозов
На фоне длительного тепла, продолжавшегося в Волгограде с ноября 2025 г. и в первой декаде января 2026 г., начавшееся 14 января похолодание выглядит очень резким. Средняя температура ноября была положительной … 1,1 °С, на 5,8 °С выше нормы. В декабре контрастность уменьшилась, но всё равно превышение составило 2,4 °С при фактической среднемесячной температуре -4 °С. Осадков было немного: в ноябре 21 мм (48 %), в декабре 27 мм (58 %). А в январе их количество уже превысило полуторную норму. Температура упала до значительных морозов, но не до сильных, начинающихся с -22,5 °С. Минимальная температура воздуха была 25 января … -20,4 °С. Но в целом, с учётом очень тёплой первой декады с максимальной температурой воздуха 4,9 ° 5 января, месяц получился не таким уж и холодным, со средней температурой – 6,8 °С, всего лишь на один градус холоднее среднестатистического за весь период наблюдения.
А каким был январь в Царицине раньше, например, во второй четверти XIX в.? А тогда средняя температура этого месяца как правило была ниже -10 °С. Например, в 1838 г. средняя январская температура составила -16,9 °С, в 1848 г. … -21,9 °С, в 1850 г. … -14,2 °С. Холодным был первый месяц года и в последние двадцать лет XIX в. Но в это время в отдельные годы уже наблюдались аномально тёплые январи, ну прямо как в настоящее время: в 1882 г. … -2,3 °С, в 1899 г. … -2,8 °С, в 1902 г. … -3,8 °С. Но тёплые годы случались редко. Последние аномально низкие средне-январские температуры наблюдались в фазу зональной атмосферной циркуляции с конца третьего по начало шестого десятилетия XX в. Так за 28-летний период с 1927 г. по 1954 г. средняя температура семнадцати январей была ниже 10 °С. В следующую же южную меридиональную фазу нового цикла Брикнера аномально холодные январи стали редкостью, но всё-таки периодически наступали.
Старожилы помнят долгие и жуткие январские морозы 1969 г. (x̄ -16,0 °С), 1972 г. (x̄ -16,5 °С) и 1977 г. (x̄ -14,5 °С), но в остальные годы январь был гораздо менее стылым. А вот следующая зональная фаза внутривекового климатического цикла началась на рубеже 1990-х гг. уже на фоне глобального потепления, и, хотя для неё характерны блокирующие западный перенос антициклоны с выхолаживанием воздуха зимой, средняя температура самых холодных январей в Волгограде не опускалась ниже - 13 °С, а ниже 10 °С она была лишь дважды: в 1996 г. … - 12,0 °С и в 2006 г. … - 12,8 °С. В 2012 г. средне-январская температура в Волгограде в последний раз опустилась ниже -7 °С, составив -7,8 °С, и с тех пор этот рубеж в ближайшие два-три столетия или дольше уже никогда не будет преодолён. А нынешний январь со средней температурой в 6,5 °С – это лишь щадящее напоминание о тех морозах, которые уже никогда не вернутся.
Иногда они возвращаются
Морозный период был очень коротким и уложился всего лишь в два синоптических периода, в течение которых низкая температура в Нижнем Поволжье поддерживалась сразу двумя механизмами атмосферной циркуляции, вместо одного, как это было до сложившейся на рубеже тысячелетий климатической реальности. Первый механизм, внутриконтинентальный, связан с кратковременной реанимацией почти забытого современными Сибирского антициклона. А вернее сказать, Квазисибирского, поскольку этот «зомби» восстал из небытия на полторы тысячи километров севернее того региона, где ему положено находиться по канонам старых учебников физической географии. Область высокого давления, вместо Монголии и Южной Сибири, возникла над центром Якутии, подпитываемая двумя антициклонами в проекции азиатского побережья Северного Ледовитого океана. Оттуда «зомби» протянул свой холодный длинный язык через Центральную и Западную Сибирь далеко на запад, аккурат до Волго-Донского междуречья в Нижнем Поволжье, то есть, до окрестностей В то же время на арктическом побережье Европейской России в проекции Нижнего Поволжья сформировался второй, морской, механизм холода – область низкого атмосферного давления, обусловившая вторжение на Русскую равнину арктических воздушных масс. Но их поток, в свою очередь, подхватывал влажный морской воздух со снеговыми облаками из холодного сектора обширного циклона с центром южнее Гренландии.
Таким образом, сформировался транс-евразийский встречный холодный воздушный поток с северо-запада и с востока. И эти два потока встретились в Нижнем и Среднем Поволжье, породив сначала гололёд, потом метели и вызвав чрезвычайно сложные условия эксплуатации транспортных и коммунальных систем. Но это мы уже пережили. Впереди потепление и возвращение классической гриппозной погоды с привычной слякотью и сырым промозглым ветром. А ведь когда-то всё было иначе!
Автор: Анатолий Судаков


