Ледниковый период не заканчивался: волгоградский ученый о погодных перипетиях
Анатолий Судаков рассказал о климате Волгограда в прошлом, настоящем и будущем.
15 мая – Международный день климата. Цель этой экологической даты – обратить внимание национальных правительств и международных организаций на одну из важнейших проблем современности – глобальное изменение погодной картины на Земле. Сценарии климатического апокалипсиса многократно спрогнозированы учеными, показаны в произведениях фантастики, документальной и художественной кинематографии. Однако человечество все еще надеется, что ситуацию удастся удержать хотя бы под частичным контролем. Лучше, чем кто-либо, знает, как отразилось глобальное потепление на климате Волгоградской области и что ожидает жителей региона в случае реализации тех или иных сценариев климатической катастрофы, климатолог Анатолий Судаков. К нему «Городские вести» и обратились со своими вопросами.
Коровья доля в апокалипсисе
– Анатолий Викторович, какое изменение климата на самом деле имеется в виду, когда говорят о грядущей климатической катастрофе?
– Речь идёт о глобальном потеплении, единственной причиной которого является хозяйственная деятельность человека. А она характеризуется неуклонным ростом производства энергии в геометрической прогрессии. Если в 1820 г. оно составляло 20 эксаджоулей в год, то в 2020 г. – 750 ЭДж, а в 2060 г. оно достигнет 1600 ЭДж. Эксаджоуль – это 1018 Дж. Один джоуль – это такое количество энергии, какое затрачивается, к примеру, для подъёма небольшого яблока на один метр вверх. Один эксаджоуль может поднять на один метр квинтиллион яблок. Такие масштабы цифр представить нелегко. Но они таковы, что климатическая машина Земли пошла вразнос. Проблема усугубляется тем, что в процессе производства выделяются парниковые газы, которые препятствуют тепловому излучению Земли в космическое пространство и приводят к перегреву земной поверхности и атмосферы.
– Но ведь сейчас существует практика распределения квот на выбросы таких газов между государствами. Разве это не решает проблему?
– В полной мере не решает, поскольку, кроме промышленного производства, энергоёмкость которого постоянно снижается по мере развития новых технологий, энергия производится для коммунальных нужд. А население Земли продолжает расти. И его нужды тоже растут. Увеличивается количество транспортных средств, при сжигании горючего в их двигателях образуется закись азота.
Для прокормления растущего населения требуется увеличение поголовья скота и птицы, которые являются источником метана – ещё одного парникового газа. Не менее четверти всего метана поступает в атмосферу с кишечными газами крупного рогатого скота, которого в мире насчитывается от 1,3 до 1,5 млрд голов. Десять процентов этих газов добавляет мелкий рогатый скот – овцы и козы, которых развели 1,8 млрд. А ведь есть ещё 170 млн буйволов, 65 млн лошадей, 60 млн ослов и мулов, 20 млн верблюдов, 950 млн свиней и порядка 15 млрд клювов различной домашней птицы.
А ещё метан и газообразные соединения азота выделяются при гниении биомассы болот в районах деградации многолетней мерзлоты, в перегретых водоёмах. Волгоградского и Цимлянского водохранилища это тоже касается. Так что квотами не спасёмся.
Холодный подсчёт
– Некоторые учёные отрицают факт глобального потепления, а говорят, что Земля, напротив, входит в очередную фазу ледникового периода. Может быть, глобальное потепление – это миф, созданный для развлечения публики и освоения финансовых средств, выделяемых на борьбу с выдуманной угрозой?
– Ледниковый период ещё и не заканчивался с тех пор, как 65 млн лет назад завершилось глобальное межледниковье и Гренландия с Антарктидой стали покрываться панцирями льда. Вся геологическая история кайнозойской эры – это история очередной ледниковой эры Земли. А всего в истории нашей планеты было четыре ледниковые эры: 2,5-2,2 млн лет назад, 900-550 млн лет назад, 380-240 млн лет назад и нынешняя. Последнее межледниковье нынешней ледниковой эры началось в Европе около 12 тыс. лет назад. А до этого времени в течение 30 млн лет там было четыре ледниковые эпохи, разделённые межледниковьями: окская, днепровская, московская и валдайская. Во время донского оледенения ледник покрыл территорию Волгоградской области до Серафимовича. В долинах рек Хопра и Медведицы в большом количестве встречаются большие валуны из серого гранита, принесённые в наши края за две тысячи километров из Скандинавии спускавшимся из высоких широт ледником. Самый крупный из них, Слащёвский валун в Кумылженском районе, знаменит на всю Россию как уникальный геологический объект.
– Как быстро меняется климат нашего края?
– Климат меняется непрерывно. Но в природных его изменениях наблюдается квазипериодичность. Это означает, что с течением времени параметры климата возвращаются приблизительно к тем показателям, которые были раньше, но не повторяют их полностью. И эти изменения происходят в течение длительного исторического времени, которое измеряется веками. Науке известно, каким был климат в наших краях 300, 500, 1 000 лет назад и ещё раньше. Для его реконструкции используются летописи, в которых упоминаются различные погодные явления, описания ландшафтов, которые делали путешественники. Помогают дендрохронологические методы, то есть анализ среза стволов старых, в том числе мёртвых, подвергшихся минерализации деревьев, изучение геологических разрезов осадочных пород, накопившихся в последние несколько тысяч лет. Важным свидетельством климата прошлых веков являются реликтовые ландшафты. В Калачёвском районе до сих пор сохранилась самая южная в Волгоградской области Шакинская дубрава, в которой герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов прощался с умирающей Аксиньей. Реликтовые дубы встречаются во многих районах нашей области как свидетельство другой климатической обстановки. А при современном климате они в наших краях не вырастают.
– Было ли раньше прохладнее на территории современной Волгоградской области? Века три назад?
– 300 лет назад было более прохладно и влажно. Зона лесов заканчивалась значительно южнее, чем сейчас. На юге нашей области была лесостепь. В начале нашей эры климат в Нижнем Поволжье был холоднее и засушливее, чем сейчас. Территория – малопривлекательная для хозяйственного освоения. После великой засухи II-III вв. в VI в. наступил пик похолодания на 2-3 °C по сравнению с рубежом XIX-XX вв., климат которого мы принимаем за норму. Это весьма значительная величина, при которой заметно меняются ландшафты. А вот в IX-XIII вв. климат был похож на нынешний.
В первой трети XIII в. в наших краях были длительные жесточайшие засухи. Степь иссохла и больше не могла кормить стада кочевников-монголов. Поэтому они двинулись на Киевскую Русь. Зато позже, в 40-е годы XIII в., в степной зоне Евразии на многие десятилетия установилась погода, о которой кочевники могли только мечтать. В степи выпадали регулярные дожди, и она хорошо кормила стада животных. По этой причине не случилось завоевания монголами Европы. Они отошли на юго-восток, а в бассейне Оки начал формироваться русский этнос. Климатический фактор значительно повлиял на историю нашей страны. Если бы тёплый период продлился дольше, монголы остались бы в средней полосе, и русский народ мог бы не возникнуть.
А вот в XIV–XIX вв. температурный фон в регионе вернулся к значениям рубежа нашей эры. Но похолодание наблюдалось при высокой норме осадков. В эти века и появились на территории Волгоградской области дубравы и широколиственные леса из тополей, ясеней, клёнов. Это был так называемый малый ледниковый период. В начале XIX в. началось неуклонное потепление, и через 100 лет климат приобрёл тот характер, какой мы считаем региональной климатической нормой.
– Как же будет меняться климат Волгоградской области в нынешнем веке?
– Самый короткий климатический цикл Брикнера укладывается в продолжительность человеческой жизни. Он длится 80-90 лет и слагается из двух фаз. В первой преобладают перемещения воздушных масс в направлении, близком ходу меридианов. Для Русской равнины это означает господство в течение большей части года воздушных масс морского происхождения, более тёплых летом и более холодных зимой, чем те, которые формируются над континентами, и во всякое время года более влажных. Эта фаза, так называемая эпоха меридиональной атмосферной циркуляции, в очередной раз началась в середине прошлого десятилетия. Во второй фазе, называемой эпохой зональной циркуляции, преобладает перенос воздушных масс вдоль параллелей, но при этом он часто и надолго блокируется мощными и долгоживущими антициклонами, в пределах которых формируются континентальные воздушные массы, зимой очень холодные, летом очень горячие и во всякое время года более сухие. Поэтому каждый пожилой человек, рассказывающий о том, что раньше климат был не таким, как сейчас, говорит правду. В Нижнем Поволжье за минувшие 60 лет среднегодовая температура увеличилась на два градуса.
В ближайшие десять лет в Волгограде сложится новая климатическая реальность: тёплый сезон года удлинится на две-три недели, смягчится зимняя погода и одновременно значительно снизится вероятность экстремальной летней жары и засух. На юге Восточно-Европейской равнины сформируется климат северных субтропиков. То есть климат у нас, в Нижнем Поволжье, станет примерно таким же, как на южном берегу Крыма или в районе курортов Черноморского побережья Кавказа.
– Это опасно или можно расслабиться, потому что впереди нас ждет настоящий погодный рай?
– Одна из наиболее серьёзных опасностей, связанных с глобальным потеплением, – это повышение уровня Мирового океана, которое приводит к затоплению прибрежной суши. В настоящее время он повышается примерно на 3,2 мм в год, в 2,5 раза быстрее, чем ещё десять-двенадцать лет назад. С 1900 г. уровень океана повысился на 21 см, причём с начала текущего века – на 7 см. А ведь глобальная температура за это время увеличилась только на полтора градуса! ООН поставила задачу ограничить её рост двумя градусами.
Дно становится все ближе
– Анатолий Викторович, а если наука не сможет справиться с грядущими погодными изменениями?
– Тогда у человечества возникнут очень большие проблемы. Существуют различные сценарии климатической катастрофы. При повышении уровня моря
на один метр в зоне постоянного затопления окажется более 400 млн человек. Волгоградцев это не коснётся. А вот когда он повысится на три метра, что прогнозируется к концу века при сценарии роста глобальной температуры на 4 градуса, то 80% великих равнин мира, в которых производится основная масса зерна, будет затоплено. С мест своего обитания в поисках пространства для жизни стронется 2-3 млрд человек. Это будет невиданное доселе переселение народов, последствия которого страшно себе представить.
В Нижнем Поволжье тоже будет катастрофа. Вода из Чёрного моря прорвётся широким потоком через Кумо-Манычскую впадину в Каспийское озеро. Прикаспийская впадина будет затоплена в течение 20-30 лет, и волгоградцы окажутся на берегу моря, постепенно смывающего городские кварталы на осадочных породах Приволжской возвышенности. Жителям придётся покидать обжитые места. Поэтому будем надеяться, что международное сообщество всё-таки справится с климатическими вызовами, которые оно само и создало.
Автор: Анатолий Судаков