Что такое быть человеком: Андрей Мерзликин выступил на волгоградской сцене в проекте «Искусство побеждать»
«Искусство побеждать» — авторский проект заслуженного артиста России Андрея Мерзликина и художественного руководителя, главного дирижера Калининградского областного оркестра русских народных инструментов Антона Жукова. Накануне спектакля Андрей Мерзликин дал интервью «Городским вестям». Мы поговорили о том, что значит быть человеком, исторических параллелях, о его дедушке, участнике Сталинградской битвы и многом другом.
В проекте органично сплелись моноспекталь, где Андрей Мерзликин прочел фрагменты произведений Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне, а Оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Калинина Волгоградской филармонии и Калининградский областной оркестр русских народных инструментов исполнили музыку Вячеслава Овчинникова из кинофильмов «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Война и мир», «Они сражались за Родину» и других.
Со сцены звучали строки Шолохова из романов «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Наука ненависти». Но кто является лирическим героем, кого чувствует актер на сцене?
- Все зависит от той драматургии, к которой я прикасаюсь, - рассказывает Андрей Мерзликин. – В какой-то момент композиции есть мощные куски текста, где мы чувствуем личность отдельно взятого солдата. Здесь мы говорим о том, что чувствует человек на войне. Потом мы говорим о человеке, чувствующего ценность мира на войне. И в конечном итоге мы вырастаем до того, как один человек может стать представителем целого народа и целый народ в ответе за одного человека.
В итоге благодаря драматургии, сочетанию этих разных планов бытия, программа выходит на эпический уровень, на уровень переосмысления нашего представления о Великой Отечественной войне. «Шолохов показал не просто войну, с точки зрения боевых действий, а саму жизнь солдата на войне, его колоссальный, каждодневный, самоотверженный труд», - говорит артист.
Для Волгоградской области Шолохов особенный писатель. «Они сражались за Родину» про Сталинград и снимался на нашей героической земле.
- Мы выросли на этих фильмах, на воспоминаниях наших бабушек и дедушек. И это генетически связывает нас с тем временем, - рассказывает Андрей Мерзликин.- Мой дед участник Сталинградской битвы. Он выжил, но остался инвалидом. Я застал его, сидел на его безжизненных коленях и видел следы войны, летопись человеческого тела, когда он показывал и рассказывал: «где пулька вошла и где пулька вышла». Он полностью являлся творением своего времени и удивительной силы духа, а ничего так не красит человека, как вот эта монументальная внутренняя сила.
Текст Михаила Шолохова актуален и сейчас, спустя без малого 80 лет. Он не снимал фильмы, он не играл в спектаклях, в романах нет его альтер-эго, его личности, но зато он стал архивариусом целого исторического среза. И оказалось, что история повторяется. И снова ту внутреннюю силу, что есть у героев Шолохова, переживают уже современные бойцы на новой передовой.
- Как рождается аналогия? В проекте мы говорим о конкретном историческом периоде, который касается Великой Отечественной войны, но текст слушается абсолютно современно. Это происходит, когда мы опираемся на литературный гений и находим попадание в сегодняшний день. Именно это делает программу еще более удивительной. Настоящий мастер пишет всегда вне времени. И мы видим кольцевые вехи нашей истории, - продолжает актер. - Я был сегодня на Мамаевом кургане и встретил там ребят, которые после ранения снова готовились вернуться в строй. И один из них с позывным «Грегори» рассказал, что здесь похоронен его дед. Перед возвращением в строй он идет на могилу к деду и с ним разговаривает. Видите, какая связь времен. Мамаев курган особенное место, даже не с точки зрения архитектурной аллегории. Великую Отечественную войну очень трудно осмыслить всю, но, стоя на братской могиле, можно почувствовать, погрузиться и осознать произошедшее. Есть такая песня Роберта Рождественского «если мы войну забудем, вновь придет война». Нельзя ее забывать.
Проект «Искусство побеждать» посвящен батальному прошлому нашей страны, и Волгоградская область занимает в нем особое значение.
- События, которые описаны в романе «Они сражались за Родину» практически целиком и полностью соприкасаются с этим регионом. Именно в Сталинграде был дан отпор врагу. И все герои, которые описаны в романе, по большому счету, те, кто пали или выстояли при защите Сталинградской твердыни. И одноименный фильм тоже снимался здесь. Это была последняя работа Василия Шукшина, который тесно связан со станцией Клетской. И одним из условий проекта, который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив, было выступление на Волгоградской земле в преддверии 80-летия Великой Победы, - рассказывает Андрей Мерзликин.
По словам актера, изначально у него была внутренняя потребность поднять эту тему. И он был счастлив, когда появилось большое количество людей, которые поддержали проект. Потом он собрал полные залы.
- И я понял, что у людей по всей России есть сердечный ответ на то, что мы делаем, насколько всех объединила эта программа, - рассуждает он. – Дело в том, что в тексте поднимаются мысли о человеке, о человеческом духе, о том, какие невозможности может преодолеть человек и при этом сохранить доброе сердце. Ведь нравственность это не когда что-то запрещают или пропагандируют, а когда человек остается человеком в самых нечеловеческих условиях. И все герои Шолохова они про это, про то, что такое быть человеком. И сейчас историческая мельница снова возвращает нас к поиску чести, достоинства, силе духа, к смыслу существования. Когда ты не просто заработал денег и закрыл базовые потребности, а ради чего ты здесь и сейчас, в чем ты превозмог себя, какой добрый поступок совершил? И то, что проект собирает полные залы, говорит о том, что людям это тоже важно.
Особый шарм проекту придает многогранность. Слова Шолохова сопровождаются музыкой Вячеслава Овчинникова, написанной для симфонического оркестра, но исполняемой оркестрами русских народных инструментов из Калининграда и Волгограда. Гений Шолохова, сильная музыка в такой аранжировке. Причем выбора композитора даже не стоял. Это должен быть Овчинников и никто другой, так решили авторы проекта изначально.
- Именно он писал музыку к экранизации «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, - объясняет Антон Жуков, художественный руководитель, главный дирижер Калининградского областного оркестра русских народных инструментов, автор проекта. – Мы хотели вернуть его музыку на сцену.
Оказалось, что сочетание актерского исполнения, экрана и живой музыки очень востребованный формат, который пользуется популярностью, в том числе и у молодых людей. Хотя здесь нет никаких спецэффектов, поднимаются глубокие серьезные вопросы, но молодежи в зале действительно было много.
- Я рад, что мероприятие проходит на Сталинградской-Волгоградской земле, - поделился Егор Горбанев, руководитель центра патриотического воспитания «Сталинград» ВолгМУ. – Мы с друзьями были очень рады прийти сюда. К проекту трудно остаться равнодушным, все это очень трогает за душу. Тем более, что все это достоверно. Ведь Шолохов был военным корреспондентом, все его герои имели реальный прототип. И когда их рассказы сопровождаются такой сильной музыкой к этому невозможно остаться равнодушным.