«У преступников нет шансов»: знакомимся с элитным отделом волгоградского СУ СКР
Сотрудники этого подразделения всегда остаются в тени, но от их действий зависит многое.
Отдел криминалистики. Структурное подразделение СУ СК России по Волгоградской области, в которое входит 19 человек, а возглавляет его подполковник юстиции Александр Лихачев.
Сотрудники занимаются раскрытием тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в том числе детей. Также обеспечивают расследование преступлений, совершенных несколько лет и даже десятилетий назад. Работают с уголовными делами по фактам безвестного исчезновения граждан.
Сюда невозможно попасть со студенческой скамьи. Здесь проходят службу офицеры в звании не ниже майора. Следователи-криминалисты — своеобразная элита.
Александр Лихачев накануне Дня сотрудника органов следствия РФ рассказал об особенностях работы следователя-криминалиста, раскрытых резонансных уголовных делах, современных методах и средствах борьбы с преступностью, и о том, почему все должны быть законопослушными.
Лучшие из лучших
Чтобы попасть в подразделение кандидат должен пройти хорошую школу. Минимум пять лет отработать в следственном отделе, отлично себя зарекомендовать. Как правило, некоторые сотрудники стремятся получить и закрепить практические навыки в одном из отделов областной следственной части, занимающихся расследованием сложных многоэпизодных преступлений, как против личности, так и коррупционной и экономической направленности.
— Следователь-криминалист должен уметь особенно мыслить, обладать способностью к раскрытию преступлений, иметь солидный стаж работы, постоянно повышать свой профессиональный уровень, но самое главное — необходимо качественно обучать других, передавать знания.
В отделе работают лучшие из лучших. Постоянно идет ротация. Отсюда уходят только на повышение — на должности руководителей территориальных подразделений. Всех потенциальных кандидатов лично отбирает руководитель управления, которому непосредственно подчиняется отдел, а все назначения согласовываются с центральным аппаратом в Москве.
Рабочие будни и резонансные дела
Каждый день что-то происходит. Дежурный криминалист в составе следственно-оперативной группы при необходимости выезжает в любой район Волгоградской области. В его задачи входят: проведение осмотра места происшествия; отыскание и изъятие улик; установление лиц, причастных к совершению преступления; направление материалов на экспертизу. Немаловажно закрепить и сформировать доказательную базу для прочной позиции гособвинения в суде.
— Одна из главных задач — организовать грамотный и качественный осмотр места происшествия и указать молодому следователю на методику его проведения. Необходимо не утратить при изъятии следы преступления.
Следователи-криминалисты в 2021 году способствовали раскрытию ряда резонансных преступлений. Все помнят убийство в Ворошиловском районе Волгограда иностранного студента медакадемии, изнасилование и убийство несовершеннолетней девушки в Руднянском районе Волгоградской области и малолетней в Клетском муниципалитете.
Сотрудники криминалистического отдела привлекаются и к расследованию преступлений, требующих повышенного профессионального мастерства.
— В этом году возбуждено уголовное дело в отношении лиц, входивших в преступную группу, занимавшуюся торговлей людьми. Ранее судимые граждане похищали в Волгограде лиц без определенного места жительства и продавали их в рабство в другие регионы России.
Также в приоритете расследование преступлений прошлых лет. С начала 2021 года СУ СКР по Волгоградской области раскрыто более 70 эпизодов этой категории, в том числе и дела об убийствах и сексуальном насилии.
— Тут можно вспомнить убийство пенсионера, совершенное пять лет назад в Среднеахтубинском районе Волгоградской области. Злоумышленник после нападения оставил на зеркале автограф губной помадой. Криминалисты выделили генотип лица и вскоре подозреваемого задержали.
Интересно и дело 2002 года. С пожилыми братом и сестрой жестоко расправились в Котельниковском муниципальном образовании. Наиболее вероятный мотив — разбойное нападение.
— При осмотре места происшествия изъят след среднего пальца руки, обнаруженный на дверце шкафа. В 2019 году отпечаток из Котельниково «всплыл» в городе Иркутске — он принадлежал свидетельнице преступления 2002 года, которой на тот момент было всего 14 лет. Оказалось, что с пенсионерами расправился ее сожитель. По национальным традициям он до этого выкрал девочку из семьи и повез знакомиться со своими родителям в Волгоград, но, не доехав до областного центра, пара вышла на железнодорожной станции в Котельниково. Вместе они зашли в дом к пожилым людям, где и произошла расправа. Девочка случайно оставила свой след на мебели.
В ходе дальнейших следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий удалось установить, что сам злоумышленник под именем своего брата отбывает наказание в местах лишения свободы в Свердловской области. Обвиняемого этапировали в Волгоград, где следователям удалось не только доказать его причастность к совершению преступления 17-летней давности, но и с помощью судебных экспертиз подтвердить настоящую личность.
Можно привести в пример и расследование ряда преступлений против половой неприкосновенности личности и разбойных нападений, совершенных более 10 лет назад в Краснооктябрьском районе Волгограда. Сотрудники криминалистического отдела повторно исследовали вещественные доказательства и с учетом новых экспертных возможностей выделили генотип человека, оставившего свои биологические следы на одежде потерпевшей. В итоге раскрыта серия преступлений, совершенных одним и тем же лицом.
— За прошлый год совершено 124 преступления в отношении малолетних лиц. Это наша категория. Те же убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. Следователи-криминалисты обязательно привлекаются к таким уголовным делам. Заказных убийств практически нет, к счастью. По указанию руководства подключаемся и к расследованию сложных экономических преступлений.
Экспертный путь
Раньше преступления расследовали оперативным путем: личный сыск, агентурные сети. Не было экспертизы ДНК, средств мобильной связи. Сейчас уголовные дела раскрываются больше экспертным путем, аналитикой.
— В Советском районе Волгограда в июне 2021 года неизвестный мужчина совершил преступные действия в отношении 12-летней девочки. Следователь-криминалист в ночное время суток произвел осмотр места происшествия, отыскал и изъял 15 сигаретных окурков. Эксперты выделили генотип, который принадлежал рецидивисту, ранее попадавшему в поле зрения правоохранительных органов. Злоумышленник задержан, преступление раскрыто за считанные часы.
Квадрокоптер и ДНК
Дорожные аварии с погибшими детьми также помогают расследовать сотрудники отдела. С помощью квадрокоптера возможно получить полную картину с места происшествия, не упустив ни одной детали. Видны все значимые элементы: знаки, дорога, расположение мелких частей автомобилей после ДТП и прочее. Также дрон используется для проведения поисковых мероприятий.
— Половина преступлений раскрывается с помощью ДНК-типирования. У осужденных берут биологические образцы помимо стандартных следов рук. Существуют специализированные криминалистические учеты. Материалы сравнивают между собой — получается достаточно точное исследование, дающее почти стопроцентный результат.
Маленький процент
По словам Александра Лихачева, не раскрывается лишь маленький процент дел, связанных с безвестным исчезновением людей, произошедшим 5-7 лет назад, когда родственники спустя аналогичный период времени обращаются в органы. В этом случае бывает трудно изъять какие-то следы и получить необходимую информацию. Но следователи-криминалисты привыкли справляться с наиболее сложными делами.
— Совсем недавно, в апреле 2021 года, в Дзержинском районе Волгограда нашли останки трупа. Установили по ДНК личность, провели мониторинг с использованием сотового телефона. Выяснили, с кем находился в последние часы своей жизни погибший. Провели обыск у предполагаемого подозреваемого. С помощью определенной техники изъяли следы крови, принадлежавшие потерпевшему. Вычислили по телефону местоположение злоумышленника. В Крыму провели задержание и раскрыли преступление.
Быть законопослушными
Шансы избежать наказания минимальные. Все равно потенциальный преступник сделает ошибку, где-то оставит след.
— Проводились поисковые мероприятия в Краснооктябрьском районе Волгограда. Нашли человеческий череп со следами травматического воздействия. Больше ничего не было. Установили личность. Оказалось, что человек без вести пропал в Москве. Преступление раскрыто. Сейчас подозреваемый в жестокой расправе находится под стражей.
Бывает, что необходимо выделить запаховые следы человека. Проводится специальная ольфакторная экспертиза.
— Нам главное, чтобы было за что зацепиться, а дальше — дело техники. В конечном итоге, через несколько лет ДНК из воздуха начнем выделять. Уверен, что к этому все придет. Шансов не будет, поэтому все должны быть законопослушными.
Не любил «глухари»
После нашего разговора Александр Лихачев предлагает познакомиться с одним из его сотрудников и увидеть воочию, как действует та или иная кримтехника.
Александр Ковалев — следователь-криминалист. Говорит, что учился в обычной школе, потом перешел в юридический лицей, дальше оказался в профильном институте. После выпуска приступил к работе в должности следователя.
— С самого начала профессиональной деятельности не любил «глухари», но когда обучался, в целом прохладно относился к криминалистике, а в итоге вышло так, что связал свою жизнь именно с криминалистическим отделом и теперь даже не представляю, как могло быть иначе.
Черный чемоданчик
Александр демонстрирует как минимум с десяток черных чемоданчиков. В них хранится если не все, то многое, что помогает в работе криминалисту. Вес каждого — до пяти килограммов.
Очки похожие на строительные, множество аккумуляторных батарей, излучатели с различной длиной волны. Криминалистический источник света помогает найти всевозможные биологические следы, как то: пот, кровь, слюна и прочие выделения организма. Аппарат включается, и в темноте становятся видны мельчайшие частицы похожие на абстрактные рисунки.
— Мы можем изъять все. Например, 200 объектов, и следствие будет длиться год. Для определения состава найденного биологического вещества применяются тест-полоски — специальный лакмус меняет цвет. Мы понимаем, что перед нами и важна ли эта улика.
Изъять и не потерять
Следующий шаг — правильное изъятие. С этой целью используется специальная пленка, внешне похожая на двусторонний скотч. Найденный материал аккуратно перемещается и после отправляется на экспертизу.
Комплекс для поиска следов рук представляет собой набор различных составов порошков разного цвета для выявления отпечатков. Очень многое упирается в поверхность. От этого зависит то, что будет применять криминалист.
В недрах чемоданчика хранится пушистая кисть, похожая на щетку для смахивания пыли.
— При помощи этой кисточки и специального порошка можно выявить следы рук на коже трупа.
Александр достает еще одно приспособление. Выглядит как автомобильный пылесос. Внутрь помещается фильтр для сбора микрочастиц: клеток эпителия, мельчайших волокон, волос, фрагментов тканей.
— Техника применяется в труднодоступных местах, каких немало, например, в автомобиле. После сбора фильтр попадает на экспертизу. Достаточно наличия двух-трех образцов.
«Грустный» Яков и дактокарта
В углу ждет своего часа манекен человека в камуфлированной форме. Его зовут Яков, или по-свойски Яша. При проведении следственных действий он безропотно сносит все, что выпадет на его долю. Его бьют, режут, душат, бросают с высоты, но он раз за разом возрождается аки птица Феникс.
— След нашли — это хорошо, но его необходимо сравнить, — отмечает Александр.
Он открывает очередной «черный зев», и вскоре слева направо оставляю свой отпечаток в «криминальной» истории. Мой указательный палец «откатывают» с нанесением специального состава. Полученные данные заносят в дактилоскопическую карту. Хорошо, что это только демонстрация возможностей кримтехники.
«Вассерман от криминалистики»
Александр надевает на себя разгрузочный жилет со следственным комплектом и превращается в этакого «Вассермана от криминалистики». Выглядит интересно. Множество карманов, различные карабины, куча батареек, налобный фонарь, специальные номерки для обозначения улик, навигатор, лазерный дальномер, перчатки, набор тест-полосок и еще куча всего. Замечаем нож.
— Он необходим для производства соскобов.
В такой разгрузке следователь-криминалист работает на месте преступления. Все свое ношу с собой, как говорится.
«Сим-сим, откройся!»
В одном из кабинетов на столе размещается программный аппаратный комплекс «УФЭД». С помощью устройства ведется сбор и анализ цифровых данных мобильных устройств. Из любого телефона, планшета и прочей техники можно извлечь всю необходимую информацию.
— Вот он определил модель, — показывает на экран Александр. — Можно много чего отсканировать, в том числе и глубокую память. По всем заданным категориям после анализа появляется статистика — контакты, звонки, геолокация.
Нередки случаи, когда необходимо добыть важные сведения, записанные на технику, долгое время находившуюся в воде — сразу же вспоминается расследование уголовного дела об утонувшей в Урюпинске девушке.
Также прибор используется для получения информации по преступлениям, связанным с оборотом наркотиков. Следователям приходится расшифровывать довольно специфические материалы.
Достать из-под земли
На свежем воздухе и дышится легче, вроде бы как есть куда спрятаться. Но и здесь криминалисты в буквальном смысле способны достать улики из-под земли. В руках у Александра нелинейный локатор. По виду напоминает металлоискатель, только обнаруживает он спрятанные в условиях естественной среды средства связи и выброшенные сим-карты.
— Пожалуйста, вы можете в любом месте спрятать телефон. Тщательно замаскируйте, — предлагает Александр.
Несмотря на все наши усилия, кажущиеся со стороны верхом мастерства разведчика, через непродолжительное время прибор фиксирует «улику».
За необычными для жилого двора манипуляциями со стороны наблюдает пожилая женщина. Вскоре она подходит с закономерным вопросом. Следователь-криминалист дает обезоруживающий ответ, а пенсионерка вспоминает, что когда-то и сама работала следователем.
— Сейчас, конечно, вижу — технологии сильно шагнули вперед, — бывшая сотрудница желает нам удачи и скрывается в подъезде.
Солнце проникает сквозь стекла, отражается в боковых зеркалах припаркованных рядом автомобилей. Александр так увлеченно занимался демонстрацией работы локатора, что глядя на все эти манипуляции, на несколько секунд просто отключаешься от реальности и представляешь, что находишься на месте преступления, где найдена важная улика, которую теперь предстоит изъять.
Вспоминаются слова руководителя криминалистического отдела Александра Лихачева про отсутствие шансов у потенциальных преступников и, похоже, что это действительно так. Будьте законопослушными и тогда экспертизы точно ничего не покажут. С Днем следствия!