Новая транспортная система в Волгограде изменяется исходя из потребностей жителей
«Городские вести» узнали о конкретных примерах таких изменений
Год назад в Красноармейском районе троллейбусы заменил автобусный маршрут № 6а. Тогда информация об отмене привычного вида транспорта вызвала вопросы у многих волгоградцев, привыкших пользоваться именно троллейбусами. Сейчас, спустя год после нововведения, жители самого южного района Волгограда отмечают плюсы этой замены. Новые автобусы, оборудованные кондиционерами, стали популярными у горожан, которые вносили свои предложения об их маршруте.
На автобусе к проходной
На троллейбус местные жители южного района жаловались нередко: зимой недостаточно отапливается, машины ходят старые. Но, когда зашла речь о замене маршрута, стали переживать, что теперь им придется тесниться в маршрутках, которые ни комфортом, ни новизной парка в лучшую сторону не отличаются, но в них еще и сесть в утренние часы не так-то просто. Однако тревоги оказались преждевременными: как и обещали власти, от Красноармейской набережной до завода «Каустик» теперь курсирует новый автобус. При этом маршрут скорректировали так, чтобы он одновременно и напоминал троллейбусный, и обеспечивал наибольшее удобство пассажирам.
Так, по просьбам жителей, новые автобусы останавливаются прямо у проходной завода «Каустик», ведь значительную часть пассажиров составляют сотрудники этого предприятия.
— Троллейбусное кольцо находилось в полукилометре от завода, так что эту часть пути приходилось преодолевать пешком. При сильных морозах и в гололед было не очень удобно, — рассказывает сотрудник «Каустика» Михаил Бархатов. — Зато теперь доезжаем буквально до дверей.
Автобусы маршрута № 6а совершают около 65 рейсов в день, с 6 утра до 8 вечера. Здесь курсируют в основном машины средней вместимости. Утром и вечером, когда число пассажиров возрастает, на линию также выходят большие автобусы.
— В час пик заполняемость у нас большая. Самое главное — здесь удобно пассажирам, — делится водитель автобуса Михаил Зябкин.
— Мы выпустили на маршрут достаточное количество подвижного состава, интервал движения составляет около 15 минут, — говорит начальник отдела перевозок ВПАТП № 7 Анжелика Лобачева. — В целом ВПАТП № 7 по расписанию обслуживает все свои маршруты. Этого удалось достичь благодаря поддержке региональных и федеральных властей, при их софинансировании предприятие обновило половину автобусного парка. К нам пришли 84 комфортных и безопасных автобуса. Вся техника низкопольная, что облегчает доступ для маломобильных групп граждан, она работает на газомоторном топливе, что дешевле и экологичнее обычного транспорта. Зимой автобусы большой вместимости обогреваются, летом в них работает кондиционер. Система ГЛОНАСС позволяет постоянно мониторить их работу.
Списав старые автобусы, ПАТП навело порядок на своих маршрутах: теперь все рейсы выполняются строго по расписанию и пассажиры постепенно вернулись на привычный удобный транспорт.
— После введения электронной транспортной карты я могу расплачиваться ею как в автобусе, так и в трамвае, остановка которого также находится неподалеку. Это очень удобно и на 10% дешевле, чем наличными, — делится сотрудница «Каустика» Елена Бубнева.
Напомним, электронные карты действуют на всех троллейбусных, автобусных и трамвайных маршрутах. Именно эти виды общественного транспорта согласно новой КТС составляют опорную маршрутную сеть города, соединившую все районы. С 1 марта карты также работают в формате ежемесячного проездного билета, позволяя экономить тем, кто активно пользуется общественным транспортом.
Выполняя обязательства
Так сложилось, что в последнее десятилетие пассажиропоток на электротранспорте неуклонно падает. Если в 2005 году МУП «Метроэлектротранс» перевезло 162 млн человек, то в 2010-м — уже 109 млн, а в 2015-м — 87 млн. Снижение произошло в основном из-за сокращения числа пассажиров троллейбусов: за 11 лет оно снизилось в 4,5 раза.
Из-за падения числа пассажиров уходят работники: если в 2011 году здесь работали 4,5 тыс. человек, то сейчас — всего 3,2 тыс.
Но другого ожидать и не приходится: десятилетиями власти не уделяли должного внимания развитию городского транспорта. Так, активное приобретение новых троллейбусов происходило с 1990 до 1995 года, когда город получил 106 новых единиц техники. После этого плановое обновление прекратилось. Сейчас 80% троллейбусов, выходящих на линии, требуют замены или капитального ремонта. Половина подвижного состава отработала четверть века, и это при установленном сроке амортизации троллейбуса в 7 лет.
Поддерживать городской электротранспорт на ходу помогает текущий и капитальный ремонт в депо предприятия и на базе завода по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА» – здесь дают вторую жизнь машинам, которые еще можно спасти. К сожалению, некоторые из приходящих сюда уже не смогут обеспечить безопасность. Каждый год число троллейбусов, которые после обновления снова выходят на линии, уменьшается, сказывается устаревание подвижного состава. При этом объемы ремонта и затраты на запчасти увеличиваются.
— Износ достаточно серьезный, — признает директор завода по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА» Сергей Сорокин. — Каждый месяц мы ремонтируем в среднем 4 единицы подвижного состава. — Рабочие стараются, чтобы транспорт регулярно выходил на линии.
Показывая на полуразобранный остов троллейбуса, покрытый проплешинами ржавчины, руководитель предприятия рассказывает, что изначально техника пришла на обычный плановый ремонт, но вердикт после осмотра однозначен – списание.
Сегодня, несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, график перевозок пассажиров электротранспортом осуществляется согласно расписанию. Но, чтобы так происходило и впредь, остро требуются финансовые вливания. Так, в этом году федеральная поддержка позволит закупить 50 трамваев для волгоградской подземки. СТ также войдет в опорную маршрутную сеть города наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами. Идет поиск решений того, как обновить и троллейбусный парк.
Новая. Транспортная. Твоя.
Новая транспортная система, реализация которой активно продолжается в Волгограде, подразумевает целый ряд изменений: появление новых маршрутов, ремонт автомагистралей и их разгрузку, внедрение безналичного расчета в общественном транспорте.
Новая система — гибкий механизм, она позволяет исходя из потребностей волгоградцев заменять один вид транспорта другим, вводить новые маршруты и корректировать существующие. Решения принимаются исходя из основных принципов: обеспечение комфорта и безопасности пассажиров. Новый маршрут № 6а, приблизивший свою конечную к проходной завода, лишь один из примеров подобных изменений. В Кировском районе растет число пассажиров в новых автобусах: в отличие от троллейбуса они могут довезти прямо до севера города. Когда возникла необходимость сократить троллейбусный маршрут № 10 в Дзержинском районе (здесь началась масштабная реконструкция шоссе Авиаторов), на смену ему пришли комфортные автобусы, появился новый экспресс № 6э.
Одним из самых значимых событий прошлого года сами волгоградцы признали масштабный ремонт городских магистралей — отремонтировано около 1,5 млн кв. м улично-дорожной сети. Наведение порядка в этой сфере продолжится и в этом году. Разгрузить обновленные магистрали позволит замена маршруток, которые вмещают около дюжины пассажиров, на большие автобусы, в которых может одновременно ехать больше ста человек.