Волгоград, 8 ноября. В этом году исполняется 30 лет со дня создания в Волгограде ансамбля старинной музыки «Конкордия» и 55-лет со дня рождения его основателя и художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России Михаила РУБЦОВА. В его кабинете «богатство», которое он собирал на протяжении 30 лет: старинные нотные сборники, утюжок, губная помада, коробочка для конфет, дамская папиросница, часы петровского Преображенского полка подшивка журнала «Нива» за 1888 год, деревянные альбомы для фотографий, грампластинки 15 русских фирм грамзаписи, столетний парижский журнал мод и многое другое. Все это на досуге могут посмотреть-полистать воспитанники созданной Рубцовым духовно-певческой школы «Конкордия». Мы побеседовали с Михаилом Николаевичем, сидя в креслах 19-го века. Он сразу предупредил: «В музеях все трогать запрещено, а у меня наоборот - берите, смотрите, приобщайтесь и любуйтесь!».
- Михаил Николаевич, по какому принципу выстроено обучение в духовно-певческой школе «Конкордия»?
- Работу школы я пытался выстроить по образцу Смольного института и Мариинской женской гимназии. Для этого много лет собирал старинные учебные пособия. В советское время их даже не брали в скупку, потому что они начинались с «Боже царя храни!». У нас школа дополнительного образования, поэтому общеобразовательных дисциплин мы не касаемся. В музыкальной школе бедный ребенок 7 лет «дует» в трубу или играет на баяне. Это чисто советская методика создания музыкальных школ. В Европе такого нет. Там каждому ребенку дают все инструменты симфонического оркестра. За свою учебную программу он подержит и тромбон, и тубу, и виолончель. Тогда придя на концерт, ребенок не скажет «Я не люблю симфоническую музыку».
Я создал школу при архиепископе волгоградском и саратовском Пимене. Когда мы начинали, ансамбль «Конкордия» была опальным коллективом. Мы считались антисоветчиками, ведь пение духовной музыки было крамолой. Свое существование «Конкордия» начала при ДК Гагарина. Сейчас в школе 108 учащихся, дети занимаются по таким дисциплинам как сольфеджио, история музыки и культуры, сценическое искусство, ритмика, изобразительное и певческое искусство, у них на выбор обучение игре на трех инструментах – фортепиано, гитаре и виолончели. Моя тетка училась в Царицынской Мариинской гимназии. Она свободно владела гитарой, скрипкой и фортепиано. Сам я учился в музыкальной школе. Там у меня начисто отбили интерес к музыке. Фортепиано я освоил, но стал дирижером. Меня семь лет учили и били по рукам. Я хотел играть «Лунную сонату», а мне говорили «Ты еще до этого не дорос!». А я ее выучил. Такое обучение снижает познавательный, интеллектуальный интерес. Зачем ребенку 7 лет дуть на трубе, если он не хочет закончить консерваторию и сесть играть в симфонический оркестр или в оперный театр?
- Но сначала был создан ансамбль старинной музыки..
- Школу мы создали на 7 лет позже, чем ансамбль старинной музыки «Конкордия». Уже после того, как записали более 60 фильмов на самых разных телевизионных студиях страны о дворянском быте. Ансамбль показывает на сцене эпизоды из жизни российской империи до 1917 года. Отсюда и названия программ: «Дворянское гнездо», «Журфикс у «Конкордии», «Душа эмигранта», «Старинные российские колыбельные». Кстати, за 80 лет советской власти последний жанр практически исчез. Я нашел 50 колыбельных, издали мы 25 – самых красивых.
- Почему ваши детища – ансамбль и школа - называются «Конкордия»?
- Так называлось первая театрально-концертная организация в нашем городе. С театра-сада «Конкордия» началась вся культурная жизнь Царицына. Я так говорю потому, что Царицыном наш город был 336 лет, всего 36 лет он был Сталинградом и 50 лет он Волгоград.
- Начав посещать школу «Конкордия», дети компьютерного века как-то меняются внутренне?
-Абсолютно. И я это знаю как папа. Моей дочери Конкордии РУБЦОВОЙ 8 лет. Она поет и современные песни, и старинные. Но когда поет старинные, многие удивляются, потому что другие дети так не могут. Родители должны понимать, что в первую очередь, ребенок получит в нашей школе художественно-эстетическое воспитание. В обычной музыкальной школе дети поют в хоре, как и у нас. Но по советским временам мы знаем, что хор – это организатор масс, туда идут те, кто ничего больше делать не умеет. А в императорское время попасть в хор гимназии было высочайшей честью. Там пела элита. В каждой гимназии был свой храм, на службе все учащиеся стояли, а те, кто пел в хоре, сидели, им наливали чаек и давали сухарики. Это мне тетка моя рассказывала. Из придворной капеллы, которая расположена в 400 метрах от Зимнего дворца, певчих возили только в экипажах на службы и государственные церемонии.
- 25 ноября в Волгоградском музыкальном театре состоится премьера юбилейной программы ансамбля старинной музыки «Конкордия» «Снился мне сад». Чем удивите зрителей?
-У нас пройдут фоторяды из полутора сотен фотографий, и у зрителя возникнет ощущение присутствия в Царицыне. На юбилее расскажем о старом Царицыне, его быте, укладе жизни, атмосфере, царившей в городе в конце ХIX, начале XX столетия. Вспомним имена промышленников и купцов, педагогов и медиков, актеров и негоциантов, живших, творивших и созидавших в городе, о его художественном и архитектурном облике. Программа повествует о гражданской войне, о русских офицерах, об их жизни в эмиграции. Зрители не только услышат музыку, звучавшую в Царицынских домах, гимназиях, и храмах, а потом и в эмигрантских парижских салонах, но и увидят уникальные фотографии старого Царицына того времени, его горожан и кумиров.