Однако вот хамством люди называют разные паттерны в поведении других людей.
Социологическое агентство «Вебер» узнало у россиян, сталкиваются ли они с хамством в своей жизни и как оно проявляется.
По результатам исследований Вебер сообщил – 89% жителей нашей страны так или иначе сталкиваются с проявлением хамства. Под хамством большинство опрошенных подразумевают неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям, вызывающее, грубое и провокационное поведение, а также оскорбление и унижение с переходом на личности.
Выбирая из предложенных вариантов, 83% участников исследования посчитали хамством игнорирование человеком замечаний людей, которым он доставляет неудобства. 63% отнесли к хамству также неуместные комментарии, комплименты и навязчивое внимание, а 59% – прослушивание музыки, просмотр видео и видеозвонки в общественных местах без наушников. А вот публичное проявление чувств в общественных местах, например, поцелуи, по мнению 72% россиян, не является проявлением хамства.
— Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей, — отметила руководитель социологического агентства «Вебер», начальника управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова. — В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством.
Отметим, социологическое агентство «Вебер» уникально, так как сочетает классический подход с современными онлайн-инструментами. Это совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по изучению общественного мнения. Исследование на тему хамства и воспитанности проводилось АНО «Диалог Регионы» 26 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 400 россиян старше 18 лет.