Волгоград, 17 июля. Сколько инициатив может вмещаться в голове одного человека, и с какой скоростью он может их продуцировать? Мы попытались подсчитать все, что выдал на-гора бывший градоначальник. Где-то после тридцатой сбились со счета и поняли, что полное исследование может потянуть если не на многотомное исследование, то уж точно на научную диссертацию. Плодовитость и широта интересов экс-мэра восхитила и озадачила. Не давал покоя один вопрос: когда же при такой напряженной работе мозга человек успевал заниматься своими прямыми обязанностями? Ведь придумать инициативу — это только полдела. А внедрить ее в массы, а рассказать о ней всему миру? Чтобы лучше разобраться в потоке экс-мэрских инициатив, решили их для начала как-то классифицировать. Выделили самые, на наш взгляд, любопытные.
Политические
14 августа 2008 г. в Волгоградской области открылась общественная приемная лидера "Единой России" Владимира Путина. Исключительно, как писали тогда муниципальные СМИ, по инициативе Романа Гребенникова. Занимал он это место до конца прошлого года — отстранили по решению генсовета партии. Ушел со скандалом, уведя с собой не только сотрудников, им же делегированных в свое время из мэрии, но и оргтехнику с Интернетом. На какое-то время этот демарш буквально парализовал работу приемной лидера партии, но г-н Гребенников к этому уже был равнодушен: зачем нужна приемная, если нет в этом личной выгоды и пиара?
Обидевшись на «Единую Россию», экс-мэр стал присматриваться к другим партиям. Первым записал в союзники регионального лидера «Справедливой России» Олега Михеева, заключив с ним соглашение о сотрудничестве. Как бы для развития гражданских инициатив и улучшения жизни граждан. Следом за Михеевым в мэрию позвали «Яблоко», «Правое дело» и «Патриотов России». Коммунисты от такой чести отказались категорически, заявив, что слишком хорошо знают цену инициативам и благим намерениям своего бывшего однопартийца. И как в воду глядели. Дальше слов и серии передач по ТВ ни одна из этих инициатив не пошла. Между тем под мэром появился очередной совет, на этот раз малых партий — как фон для нового образа Романа Георгиевича, теперь — «собирателя земель русских», а на самом деле — новой электоральной базы для впрыгивания во второй мэрский срок.
Духовные
Прошлым летом в городе разразился скандал. Его причиной стала инициатива строительства церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Чуйкова. Храмы — дело благое, и обычно волгоградцы приветствуют их появление, но в этот раз общественность буквально восстала. Особенно протестовали жители близлежащих домов. Недоумевали и сотрудники расположенного рядом музея-панорамы «Сталинградская битва». Архитекторы же прямо указывали на то, что строительство храма в этом месте недопустимо. Во-первых, верхняя терраса набережной — это исторически сложившийся архитектурный ансамбль, а, во-вторых, сооружение такого масштаба может повлечь за собой необратимые разрушения склона набережной и близлежащих домов.
Но что такое голос разума, когда прославиться хочется? Отмахнувшись от возмущенных людей, мэр, вдохновляемый своим духоподъемным замом А. С. Калининым, проект начал активно продавливать. Вскоре в кабинете Калинина появился и полноценный макет новодела. Народ между тем фактически объявил религиозным фантазиям мэра настоящую войну. Двухсоткилограммовая конструкция закладного камня на месте предполагаемой стройки простояла совсем недолго. По не выясненной до сих пор причине крест рухнул один, а потом и второй раз. Третьей попытки установить его делать не стали, и мечта экс-мэра войти в историю в качестве духовного отца поволжского казачества тихо дала дуба.
Монументальные
День народного единства в 2009 г. в Волгограде был ознаменован открытием памятника первому воеводе Царицына Григорию Засекину. Разумеется, и это было сделано по инициативе Романа Гребенникова, которому не давали покоя следы, оставленные на этом поприще его предшественниками: в свое время Евгений Ищенко установил скульптуры ангела и влюбленных, а Роланд Херианов — Александра Невского напротив НЭТа.
К Засекину горожане относятся с уважением и против памятника ему ничего не имели. Если бы не место, которое наш инициатор для него выбрал. Архитекторы тогда заявляли в один голос: не место в маленьком сквере Симбирцева монументу высотой 6,5 м. Прокуратура даже в суд подавала с требованием признать возведение памятника незаконным. Указывали на то, что использовать земельный участок без правоустанавливающих документов нельзя и что проектная документация по возведению памятника не получила положительного заключения госэкспертизы. Мэрия все это проигнорировала, и памятник пока стоит, где поставили, застенчиво прикрывая собой страшно аляпистый фонтан, возведенный и приказавший долго жить еще при Романе Георгиевиче.
Торгово-фармацевтические
1 июня 2009 г., разумеется, тоже по инициативе экс-мэра, в Волгограде началась акция замороженных цен. Горожане наверняка помнят, как каждый вечер с экрана Гребенников с гордостью рассказывал им о своей договоренности с торговыми сетями заморозить цены на основные виды продуктов питания. Как воодушевленные этими рассказами, они бежали наутро в магазины, где ждало их большое разочарование: мэрской заморозкой была помечена мизерная группа самых дешевых товаров. То же самое ждало их и в муниципальных аптеках, где фармацевты понавешали снежинок от мэра на зеленку, валидол и бинты. При этом покупатели, вынужденные считать каждую копейку по причине низких доходов, тут же отметили, что продавцы и аптекари сразу компенсировали потери от заморозки незначительным ростом цен на другие виды товаров. Бонусом к заморозке прилагались нетрадиционные методы лечения всех болезней сразу мэрской улыбкой — на всех кассах муниципальных аптек лежали стопки бесплатных календариков с портретом самого градоначальника (напечатано их было 500 тыс. экземпляров, не будем уточнять, на какие средства)
Транспортные
Муниципальный автобус и обновление автопарка — самая любимая инициатива бывшего мэра. Еще бы — это ведь какая возможность для дополнительного пиара! «Мэр Волгограда Роман Гребенников — родному городу» — эти надписи еще совсем недавно красовались на всех автобусах и троллейбусах Волгограда, вызывая у его жителей приступы смеха. Гости города только диву давались: неужели все эти транспортные средства куплены за счет личных доходов градоначальника?
Конечно, это было всего лишь ловким гребенниковским пиар-ходом, но зато какая реклама его благим начинаниям! Так, по крайней мере, казалось ему и его окружению. Они-то ведь не пользовались общественным транспортом, а потому не слышали эпитетов, которыми награждали их рассерженные пассажиры. На самом деле инициатива мэра по обновлению транспорта реализовывалась преимущественно за счет федеральной программы по приобретению техники для муниципального автопарка.
Детские неожиданности
Каждый волгоградец с момента своего рождения уже должен служить делу политического долголетия Романа Георгиевича — такую задачу поставил сам начальник команде своих пиарщиков (или пиарастов, как они сами себя часто называли). Задание шефа было выполнено: с 1 мая 2010 г. каждой семье в момент выписки ребенка и мамаши в обязательном порядке вручался сертификат «Гражданин Волгограда» — само собой, с портретом градоначальника, его приветствием и автографом. Сертификаты с вкладышами были отпечатаны и розданы роддомам в количестве 10 тыс. экземпляров.
Впрочем, настоящую антиславу Роману Гребенникову принесла другая «детская» инициатива: об отмене с 2010 г. бесплатного проезда в общественном транспорте для школьников.
Тщеславные
26 мая 2008 г. глава Волгограда Роман Гребенников был награжден орденом «Российская нация». Как сообщала тогда его пресс-служба, «за особые заслуги перед российской нацией». Правда, злые языки поговаривали, что обошлась ему эта награда в 30—50 тыс. долларов, ну да что с них, с языков, взять. Просто сомневается народ потому, что подобный факт в биографии экс-мэра уже был в 2002 г. Роман Георгиевич был тогда председателем областной Думы, и вручили ему благодарственное письмо за подписью самого президента Путина. Тоже «за успехи во благо Отечества». Вот только письмо то оказалось фальшивкой. В неловкую ситуацию попали тогда и федеральный инспектор, который вручал письмо по долгу службы, и губернатор, который при этом присутствовал. По чьей это было инициативе сделано, выяснить так и не удалось, потому что сам Гребенников от комментариев напрочь отказывался, да еще и в милицию обратился, чтобы разобрались и виноватых в казусе наказали.
Это всего лишь малая часть пиар-инициатив отставного градоначальника. Инициатив — море, а суть одна: укрепление собственной власти любыми способами, любыми средствами . И все бы ничего: народ прощал своим политикам и не такие шалости. Но в случае с Гребенниковым как раз ему, народу, места в последнем вагоне светлого будущего так и не нашлось…
Родион ГРЕБНЕВ.