Волгоградские эксперты обсудили развитие политической конкуренции в стране и регионе.
15 июля в Волгограде представители Общественной палаты Волгоградской области и Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» презентовали доклад Фонда исследования проблем демократии «Политическая конкурентность на современных выборах в России». В основе доклада – анализ выборов в России на муниципальном уровне, выборов губернаторов и в законодательные собрания регионов России с позиций конкурентности. Будет ли представлена в Госдуме новая партия и какая? Интрига. Ведь политическая конкуренция – это не состязание в хайпе, оскорблениях и компромате. Это прежде всего борьба содержаний и смыслов, целей, организационных и кадровых ресурсов партий и кандидатов, направленных на пользу обществу, стране. В дискуссии по итогам презентации приняли участие учёные и практики в области социологии, политологии, права, медиа среды.
По мнению Григория Здановича, эксперта НОМ, юрисконсульта Волгоградского отделения АО "Военторг-Юг", преподавателя кафедры юридических дисциплин АНПОО "Академический колледж", совершенно очевиден сегодня тот факт, что электоральная среда в России развивается и весьма активно.
– Мы видим, что институт независимого общественного наблюдения сегодня нельзя игнорировать. Представители гражданского общества, наблюдатели, общественные палаты, экспертное сообщество не только разоблачают недостоверную информацию о выборах, предотвращают нарушения, но и серьезно влияют в рамках закона на качество избирательной системы в целом, по сути, дисциплинируя избирательные комиссии, – уверен Зданович. – Практика показывает, что наблюдательское сообщество в силах обеспечить открытость и юридическую чистоту всех стадий избирательного процесса, а именно это является условием достижения легитимности, повышения доверия людей к выборам.
Анализ избирательных кампаний местного и регионального уровня, по словам эксперта НОМ, заведующего кафедрой конституционного и административного права Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, кандидата юридических наук, доцента Дениса Абезина, свидетельствует о росте политической конкурентности, что особенно заметно на выборах депутатов:
– Все большее количество партий участвуют в местных избирательных кампаниях и по итогам выборов делегируют своих членов в представительные органы регионального и муниципального уровней. Появляются новые партии, программы, персоны. Уже сегодня очевидно, что эти процессы сохранятся и на предстоящих выборах в Государственную Думу. Такое развитие – неслучайно, это закономерный результат развития избирательной системы страны, позволяющей обеспечить конкурентную среду для политических сил. Кампания будет не простой. Институты гражданского общества, эксперты, наблюдатели, граждане, как и органы власти, играют важную роль в обеспечении соблюдения законодательства и в обеспечении равных возможностей для всех участников на всех стадиях избирательного процесса. Независимое наблюдение, взаимодействие штаба Общественной палаты с НКО и партиями, пресечение нарушений и фейков, открытая работа избиркомов — вот ключевые условия легитимности предстоящих выборов.
За предыдущие 2-3 года, по словам адвоката, эксперта НОМ и старшего преподавателя кафедры гражданского права Волгоградского института бизнеса Марины Усковой, изменился и подход со стороны избиркомов к процессу подачи кандидатами необходимых в соответствии с законом документов и материалов.
– Жесткий формальный контроль замещается созданием условий, направленных на достижение итоговой законной цели – подаче документов для участия в выборах, – отмечает эксперт. – Мы видим это в мониторинге за ходом подготовки и проведения выборов на всех их этапах. Аналогичные процессы видны и в судебной практике: снятие кандидата по формальным основаниям – сегодня редкость. Это положительные тенденции, так как избирательная система работает в рамках закона на итог – создание возможностей конкурентной борьбы стратегий улучшения жизни в стране, предлагаемых политическими акторами.
В России в течение прошедшего десятилетия завершено создание многоуровневой конкурентной политической модели. Об этом в ходе дискуссии заявил кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права ВолГУ Дмитрий Зыков. Большое количество партий, кандидатов с различными программами имеют возможность открытой политической борьбы в рамках прозрачных правовых процедур.
– Партии развиваются, в политической жизни происходит обновление – это приветствуется, – говорит Зыков. – Но мы должны понимать, что возможность честных, легитимных выборов может быть обеспечена только независимым общественных контролем. С 2018 года в России сформировано наблюдательское сообщество, и это не только снизило количество нарушений и повысило доверие к выборам у избирателей, но и обеспечило во многом санацию информационного пространства от лжи.
Региональный координатор НОМ Антон Лукаш, как и его коллеги, отмечает рост политической конкуренции в России. При этом точки опоры у партий, с его слов, часто совершенно разные.
– Политическая конкуренция в России растёт. Это факт, очевидный на примере предстоящих выборов в Госдуму, где мы видим интересное и показательное в рамках политической конкуренции явление, – убежден член исполкома ООД «Корпус «За Чистые выборы», советник аппарата Ассоциации юристов России, кандидат социологических наук, член Общественной палаты Волгоградской области. – «Справедливая Россия – За правду», ЕДРО и «Новые люди» опираются на кадровый потенциал, а либерально-демократическая партия России и КПРФ – на ранее сформированный авторитет у целевых групп избирателей. Важным фактором развития политической конкуренции является кадровое обновление партий. Новое привносит политическая молодежь, которой предоставляются площадки для общения с избирателями, создаются социальные лифты, основанные на принципе оценки эффективности потенциала и выполнения избирательных обещаний и программ.
Генеральный директор юридического агентства «Империум» и эксперт НОМ Злата Татарчук отметила возможные риски, связанные с ростом политконкуренции, и меры, направленные на недопущение таковых:
– Конкуренция политическая без прозрачной правовой процедуры грозит превратиться в сферу злоупотреблений и простого захвата власти – такие примеры мы за последние семь-восемь лет видели в разных странах Европы и Америки. Поэтому отмечу важный, на мой взгляд, юридический аспект организации выборов – Положение ЦИК по многодневному голосованию. Документ подготовлен с хорошей юридической техникой, с учетом позиции общественности. Принципиально важно следующее: прописан порядок организации выездного голосования и введены новеллы, ужесточающие требования к сохранности бюллетеней из ящиков при многодневном голосовании; определены чёткие требования к признанию сейф-пакета недействительным. Удобное для людей и безопасное многодневное голосование должно быть защищено и от нарушений, и от домыслов – теперь есть правовая база для этого. Отмечу, что в этом году видеонаблюдением будет охвачено порядка 50 тысяч участков, где голосуют более 80 процентов избирателей – рост относительно прошлых аналогичных выборов кратный, очевидный. При этом трансляция будет вестись все три дня голосования и две ночи первого и второго дней голосования. Фиксироваться видеонаблюдением будут все точки избирательного участка, где происходит работа с данными по голосованию, влияющими на итоги волеизъявления избирателей, включая места работы с сейф-пакетами и списками избирателей, выдачи бюллетеней. Под видеоконтролем КОИБы, все ящики для голосования, сейфы для хранения избирательной документации. Предусмотрена видеофиксация проведения заседаний территориальных избирательных комиссий.