Одной из пострадавших от введения санкций отраслью стал кинопрокат.
В марте все крупные Голливудские студии прекратили показ своих фильмов на территории России. О том, как это отразилась на кинотеатрах и о реальном положении дел в индустрии мы поговорили с Титовой Анной – операционным директором сети «Мори Синема».
- Анна, в СМИ сейчас много противоречивых мнений о том, что сейчас происходит с кинотеатрами. Поделитесь с чем это связано и что на самом деле происходит?
- Да, мнений действительно много и они зачастую диаметрально противоположные. И в таких ситуациях самый верный вариант – это обратиться к цифрам.
На 1.03.2022 в РФ действовало 2 159 кинотеатра (5 700 кинозалов). К 5 апреля количество работающих залов сократилось на 24.7%, к 18 апреля на 31.5%. Мы прогнозируем падение оборотов в апреле 2022 года порядка – 70% и мае, если ситуация не изменится, то более 90%. Эта статистика показывает, насколько печальная ситуация сложилась на рынке кинопоказа.
- Почему закрываются залы? Кинотеатры зарабатывали только на Голливудском кино?
- Конечно нет. Но доля Голливуда действительно очень высокая. Всего 25.6% всего контента, транслируемого в кинотеатрах, российского производства. Весь оборот кинотеатров в 2021 году составил 40,334 млрд.рублей, и из них всего 10,325 млрд. рублей собрали российские фильмы. Усугубляет картину то, что традиционно лето – это «сезон блокбастеров», когда доля Голливудского контента доходит до 97%, российские же крупные релизы выходят осенью, а самые сильные на Новый год.
- Анна, разве российское кино нельзя просто перенести с осени/зимы на весну и этим помочь и кинотеатрам, и производителям фильмов, и зрителям, которые смогут смотреть качественный отечественный продукт?
- Да, это было бы идеально, но не всё так просто. Фильмы, которые готовились к выпуску осенью и зимой еще не готовы. Производственный процесс – это огромная работа, невозможно закончить съемки, монтаж, озвучку и так далее на полгода раньше. К тому же любое кино нуждается в рекламе, иначе никто не узнает о том, что оно вышло в прокат. Таким образом, мы получаем разрыв с марта по октябрь-ноябрь, в который будет фактически отсутствовать наш основной продукт – качественный контент.
Всё это усугубляется тем, что качественных российских фильмов, способных собрать необходимую для нормальной работы кинотеатров кассу, в целом в году выходит не очень много. При полном отсутствии Голливудских блокбастеров этого количества явно недостаточно. Если опять же обратиться к цифрам, то в 21 году вышло только 153 российских фильма из общего количества – 525.
По нашему мнению, нужно минимум год, чтобы заменить голливудское кино качественными российскими картинами, интересными массовому зрителю.
- Анна, ситуация сложная, сколько времени в таком режиме смогут еще просуществовать кинотеатры? Насколько хватит резервов?
- Что касается нашей сети, то все наши резервы ушли в пандемию - 4 месяца простоя (в отдельных кинотеатрах до 7 месяцев), антиковидные меры и ограничения истощили все наши запасы. Субсидии, выделенные государством, помогли, но не покрыли ущерб даже от одного месяца простоя. Поэтому речь уже идет о 2-3 месяцах и мы начнем закрывать кинотеатры, возможно раньше.
Если говорить о кинопрокате в России в целом, то закрытие кинотеатров приведет к гибели всей отрасли, так как кинотеатр 50% всей прибыли отдает правообладателям. Именно на эти деньги снимается новое большое российское кино. Помимо этого, на создание фильмов из бюджета государства каждый год выделяются огромные деньги, которые невозможно будет вернуть без кинотеатрального проката.
Кроме того, киноотрасль сегодня – это 55 000 рабочих мест (кинотеатры и производство), и закрытие кинотеатров приведет к существенному сокращению этих рабочих мест.
И, конечно, восстановление целой отрасли с нуля потребует большого времени и значительно больших финансовых вложений со стороны государства, чем поддержка с целью сохранения работоспособности текущих компаний по производству и кинопрокату фильмов.
- Анна, в последнее время много фильмов, в том числе советских, выходит в повторный прокат, активно ли зрители ходят на такое кино и могут ли перевыпуски стать заменой Голливуду?
- Я очень люблю советскую классику, большинство картин знаю наизусть. Но, к сожалению, большинство зрителей не готовы платить деньги за такое кино. Главный аргумент, что его можно дома посмотреть бесплатно. Безусловно, если удачные кейсы. Отдельные кинотеатры с шикарной локацией, 1-2 спецпоказа, например, с обсуждением и так далее – в таком виде этот формат может работать. Но он всё равно остается альтернативным контентом, вспомогательным, никак не основным. Ни один перевыпуск даже самого любимого культового режиссера никогда не собирал кассу даже близко сопоставимую со сборами нового блокбастера.
Что касается недавних фильмов, то картина похожая. Платить за то, что можно посмотреть дома бесплатно люди не хотят. Единственным исключением, которое можно выделить за последнее время, стали фильмы Брат и Брат 2. Да, сборы для перевыпуска отличные 77, 126 млн и 38, 488 млн руб соответственно. Остальные перевыпуски собрали в десятки раз меньше. При этом стандартный блокбастер собирает от 1 млрд рублей, самые крупные 2-3 млрд рублей. Арифметика очень простая…
И всё равно мы не сдаемся, периодически ставим в наш репертуар перевыпуски качественных картин, чтобы зрители могли при желании насладиться хорошим кино на большом экране.
- А что с индийским кино, корейским?
- Тоже пробовали и не оставляем попытки. Индийское кино сначала запускали на всю сеть, к сожалению, сборы были практически нулевые. Оставили в тех городах, где на него есть хоть небольшой, но стабильный спрос. Постоянно работаем с аудиторией. Но, чтобы приучить зрителей к новому контенту, непохожему на привычное кино, нужно время. Например, чтобы приучить зрителей к трансляциям театральных постановок, нам в некоторых городах понадобилось больше года. На отдельных площадках это так и не пошло. Аудитория везде разная.
Чтобы показывать корейское кино его нужно сначала выбрать, заключить договор, купить (за доллары), потом привезти в Россию, сделать дубляж, рекламу и только потом выпускать в прокат. Это время и деньги, которых сейчас у прокатчиков не так много, потому что сборы упали. А если смотреть на цифры, то, например, корейский хит «Паразиты» собрали в прокате 109 млн рублей, на втором месте «Поезд в Пусан 2» - 36 млн руб. Сборы блокбастеров я приводила выше. Тут тоже простая арифметика.
- Анна, некоторые кинотеатры страны показывают Бэтмена и даже фильмы Нетфликса. Как вы относитесь к таком показам?
- Отрицательно относимся. Мы категорически против пиратства. Во-первых, это незаконно. Осуществляя подобные показы, кинотеатр нарушает сразу несколько законов. Во-вторых, качество картинки и звука на таких показах зачастую очень сильно страдает, так как качественного лицензионного контента у кинотеатров-пиратов нет. Такие показы негативно влияют на доверие зрителя к кинотеатрам. Ведь главная причина, по которой зритель идет в кино – это именно качественный кинопоказ. В общем, пиратство - это точно не выход.
- Анна, какой вы видите выход из сложившейся ситуации? Что может помочь?
- Если ситуация с санкциями будет продолжаться, то кинотеатры смогут выжить только с помощью субсидий государства на компенсацию расходов (аренда, коммунальные платежи, ФОТ, прокатная плата), списание задолженности банкам, налоговые льготы и так далее.
Помощь государства нужна на период, пока российские производители кино не перестоятся и не смогут создавать крупное, качественное, востребованное зрителем кино в необходимых объемах.