Волгоградский музыкант учил Бари Алибасова играть на фортепиано
Алексей Балакин за рабочим местом
«Городские вести» встретились с Алексеем Балакиным в день его 65-летия.
Свой юбилей заведующий звукотехническим цехом Волгоградского музыкального театра Алексей Балакин проводит за любимой работой. Пока артисты на сцене репетировали песни из нового мюзикла «Алые паруса», корреспондент «Городских вестей» в небольшой, но уютной звуковой пообщался с юбиляром. Алексей Дмитриевич рассказал о том, как на его музыкальной карьере сказалась служба в армии, о том, чем отличается работа звукорежиссера во время оперетты и во время мюзикла, а также о том, как учил знаменитого Бари Алибасова играть на фортепиано.
Между небом и музыкой
В школе у Алексея Балакина было две страсти: игра на гитаре и авиация.
– Любовь к музыке у нас семейная, – рассказывает юбиляр. – Мой отец по профессии был инженером, но при этом играл на скрипке, балалайке, фортепиано. Однажды, когда я был совсем ребенком, ему принесли на починку баян. Я проявил к инструменту интерес, и уже скоро мы с отцом и братом давали небольшие семейные концерты для самых близких. Мама была юристом, но также обладала прекрасным слухом и голосом.
К окончанию школы Алексей Балакин был уже опытным гитаристом, настоящей звездой ученических концертов. Тем не менее он решил связать свою жизнь с небом и отправился поступать в столичное авиационное училище.
– Пришел на экзамен, взял задания – и обомлел. Огромная аудитория, сотни молодых людей, сложные примеры в билете – ну как тут не оробеть?! Вернулся домой и понял, как и что надо было решать, да уже поздно – получил двойку, – вспоминает Алексей Дмитриевич.
Уже оказавшись в рядах Советской армии, молодой человек окончательно сделал выбор в пользу музыки. Во время службы Алексей Балакин руководил армейским оркестром, вместе с которым выступал в воинских частях.
После армии Алексей Дмитриевич отправился в небольшой город Усть-Каменогорск (в Казахстане), где поступил в музыкальное училище. Именно там судьба свела его со знаменитым Бари Алибасовым.
Кулаком по клавишам
В один из учебных дней Алексей Балакин оказался в Усть-Каменогорском доме культуры. Там же был будущий создатель группы «На-на». Даже тогда, в 1973 году, Бари Алибасов уже был довольно известен.
– Он просто подошел и спросил: «Умеешь играть рок-н-ролл?» Ну я и сыграл. Ему понравилось, и так я попал в группу «Интеграл», – рассказывает Алексей Дмитриевич.
Афиши (которые Алибасов расклеивал сам), профессиональные костюмы и даже гастроли, на которые музыканты добирались самолетом, – такой была жизнь провинциального ансамбля «Интеграл». Будущий знаменитый продюсер отличался довольно жестким нравом, был прижимист, но уже в то время проявил себя как настоящий профессионал.
– Он видел, что большинство музыкантов из «Интеграла» получают музыкальное образование, и тоже захотел. На занятиях в училище обязательной была игра на фортепиано, – вспоминает Алексей Балакин. – И вот ему дали первое задание – выучить «Во саду ли, в огороде». Я ему помог, показал, что да как. А через пару дней смотрю: сидит Бари Каримович за инструментом, нажимает на клавиши, а потом как ударит по ним кулаком да рявкнет: «Да не могу я, не могу!» В общем, так и не окончил он училище из-за постоянных гастролей.
Идеально – это когда незаметно
После обучения Алексей Балакин отправился работать на Дальний Восток, а потом перебрался в Волгоград, где трудился в ДК «Строитель», а затем в "Серебряковке". Теперь же его рабочее место за звукооператорским пультом в музыкальном театре.
В то же время «Интеграл» переехал из Усть-Каменегорска в Саратов, а затем в Москву. Некоторые коллеги Алексея Дмитриевича попали в первый состав знаменитой группы «На-на». Впрочем, слава и толпы поклонниц никогда его не прельщали.
– Я не публичный человек, – признается Алексей Балакин. – Мне больше нравится разбираться в технике, я со школы паял гитарные усилители, оборудование для специальных эффектов.
Нынешняя работа в Волгоградском музыкальном театре вполне соответствует нраву юбиляра.
– Звукооператора замечают только тогда, когда что-то идет не так. Если на нас не обращают внимания, то мы справляемся со своей работой, – улыбается Алексей Дмитриевич. – Кто-то сказал бы, что это неблагодарный труд, но я его по-настоящему люблю.
Именно за этот незаметный на первый взгляд (особенно если это взгляд из зала) профессионализм и личные качества коллеги уважают заведующего звукоцехом.
– Мы очень ценим мастерство Алексея Дмитриевича, – говорит директор Волгоградского музыкального театра Дмитрий Полянин. – Его работа очень важна для нашего театра.
Сам юбиляр признается, что ему больше всего нравятся оперетта «Веселая вдова» и комедия «Ханума». Вместе с тем мюзиклы добавляют драйва в работу звукооператора.
– Одновременно приходится следить за хором, оркестром, солистами. В центре внимания до 40 микрофонов – это не так-то просто, ведь отслеживать все нужно моментально, – рассказывает Алексей Балакин. – Только в этом случае зритель сможет сконцентрироваться на том, что происходит на сцене, и не заметить труд звукорежиссера.
Иван Шамаев