Прима-балерина «Царицынской оперы» Маргарита Тараканова: «Выход на сцену – это миг!»
Балетные постановки в «Царицынской опере» проходят при полных аншлагах. Каждый спектакль – это событие, каждый танец – искусство, каждый артист балета – художник. Образы, которые создаёт ведущая солистка театра Маргарита Тараканова, необыкновенно чувственные, харизматичные, яркие. В репертуаре балерины самые разные героини, они живут на сцене и надолго остаются в памяти восторженных зрителей.
С детства мечтала стать балериной
– Расскажите о своём пути на сцену. Во сколько лет вы стали заниматься танцами и где это происходило?
– Я начала свой путь очень поздно (так считается по нынешним меркам), в семь лет. В самодеятельный коллектив «Театр танца и души» в городе Камышине, где я жила, меня привели мама и тётя. Мои первые учителя – профессиональные артисты балета Тигран и Манон Меликовы из Еревана волею судьбы оказались в нашем городе и организовали ставшую знаменитой школу танцев. В первые три года я не хотела ходить, было сложно, я плакала и уговаривала маму оставить меня дома. Но в итоге осталась до 11-го класса в своей «второй семье». Я всегда мечтала танцевать балет и с самого детства собирала вырезки, картинки, календарики с балеринками. Не представляете, как я радовалась первым пуантам! Эту любовь мне привили в моём коллективе. Манон Альбертовна была для нас второй мамой. Мне всегда везло с учителями, первыми из которых оказались супруги Меликовы. Базовые знания и опыт, которые я получила в коллективе, оказались для меня бесценными! Свою любовь к танцам они передавали нам, своим ученицам. Уже там, в коллективе нас приучили к серьёзным физическим нагрузкам. Первое время я занималась два раза в неделю, а позднее – каждый день! Меня быстро перевели из младшей в среднюю, а затем в старшую группу. Среди старших девочек я была самой маленькой, и с 9-го класса мне уже доверяли учить танцам малышей.
– Почему вы выбрали для поступления именно Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств?
– Учиться в Петербурге было моей мечтой, которая казалась мне такой далёкой и нереальной. Поначалу родные и близкие настороженно отнеслись к моему желанию уехать так далеко. Но со временем даже папа поддержал меня и нашёл финансовую возможность отправить меня в Санкт-Петербург для поступления. Меня сопровождала мама: она поехала вместе со мной поддержать меня морально и физически. Было сложно. Мы жили очень далеко от университета, приходилось вставать на рассвете, чтобы успеть к 9 часам на занятия. Многочасовые уроки-просмотры выматывали, вступительные экзамены продолжались целую неделю, конкурс был 10 человек на место… В результате я стала студенткой Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Это был последний набор кафедры хореографии, которую возглавлял профессор народный артист РСФСР, Борис Яковлевич Брегвадзе. Он лично интересовался успехами каждого воспитанника своего курса. Наши преподаватели – учителя старой школы – вкладывали в нас все свои знания и душу. Повторюсь, мне всегда очень везло с учителями. В университете под своё крыло меня взял прекрасный педагог по классике Ольга Вениаминовна Мухортова, с которой у меня добрые и тёплые отношения по сей день.
– Не было желания остаться в Санкт-Петербурге?
– И да, и нет. Выживать в чужом городе было сложно. Я училась и работала. С 3-го курса работала в Санкт-Петербургском государственном музыкальном театре «Карамболь». В 2014 году я окончила университет с красным диплом, и мне предстояло сделать дальнейший выбор. Я хотела танцевать балет. В течение месяца уже после окончания университета я ходила на просмотр в Санкт-Петербургский академический театр балета имени Леонида Якобсона. Мне пояснили, что способности есть и предложили ждать. Позже мой преподаватель Ольга Вениаминовна Мухортова рассказала, что Андриан Гуриевич Фадеев, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета имени Л. В. Якобсона приходил в университет и спрашивал про меня. И это спустя полгода… Мне, конечно, было приятно об этом узнать. Но за это время в моей жизни уже появился мой родной театр. В Волгограде произошло моё знакомство с Татьяной Викторовной Ерохиной и театром «Царицынская опера». Кроме того, вдали от родных я осознала, насколько мне важно быть ближе к своему дому, своей семье. Я всегда была домашней девочкой и очень переживала разлуку с родными.
«Царицынская опера» стала родным театром
– Главный балетмейстер театра «Царицынская опера» Татьяна Ерохина сразу разглядела в вас будущую звезду и стала готовить на ведущие партии?…
– Татьяна Викторовна сказала, что придётся много трудиться. Я начала с кордебалета. Никогда не боялась работы, даже, наоборот, это простимулировало меня в карьерном росте. Потом Татьяна Викторовна решила попробовать меня в сольной партии. Первой была Одетта из «Лебединого озера» П. И. Чайковского, Одиллию работала ведущая солистка труппы Светлана Яковлева. В то время я была ещё совсем «гадким утёнком», поэтому Одетту исполняла я, а Одиллию – Светлана Яковлева. Со временем приходили опыт, силы, осознание, и балет «Лебединое озеро» мы работали уже полностью самостоятельно. Потом была Жизель из балета А. Адана «Жизель»... Если сравнивать моё исполнение тогда и сейчас, то это небо и земля! Татьяна Викторовна – опытный и мудрый педагог, она не требовала сразу много, но со временем мы с ней создавали именно «мои» партии.
– В каждую партию вы привносите что-то своё. Есть же любимые роли и партии, которые вы мечтаете исполнить?
– Знаете, балет – это такое искусство, что списанных партий не бывает. Да, можно смотреть и тянуться за техникой наших прославленных танцоров, потому что это высшая ступень, но нельзя скопировать исполнение, потому что это, прежде всего, душа, твоё видение образа. У каждого оно своё, поэтому и балерины все очень разные, именно внутреннее видение той или иной партии и отличает одну от другой. Мне близка Жизель из балета «Жизель» она юная, полюбившая всем сердцем. Но несмотря на обман и смерть, она проносит через весь спектакль эту любовь. «Любовь спасёт мир» по Достоевскому, а Жизель спасла Альберта будучи уже в потустороннем мире... Поэтому и хочется исполнять эту партию (я говорю про внутреннее состояние), донести до зрителя ту самую любовь, чтобы они зарядились этим чувством, этой идеей, пришли домой и подарили любовь своим близким. На мой взгляд, театр создан для того, чтобы зритель выходил с внутренним вопросом или внутренним убеждением того или иного чувства. Душа обязана трудиться, в этом вся прелесть театра. А из партий, которые я мечтаю сыграть – Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса.
– Что для вас интереснее: классический балет или современный репертуар?
– Я люблю классику, но современный мир диктует свои законы, поэтому современным репертуаром нужно тоже уметь владеть. Если выбирать то, наверное, классику, но как можно разделить свою любовь танцевать? Если ты пришёл в эту профессию и хочешь быть профессионалом, то работай хорошо как классику, так и современную хореографию.
– Ваши коллеги говорят, что с вами очень комфортно работать. В театре, балетной труппе царит очень доброжелательная атмосфера во многом благодаря главному балетмейстеру Татьяне Ерохиной.
– Татьяна Викторовна Ерохина умеет настроить труппу на работу, она чуткий руководитель, может быть жёсткой, в нашей профессии без этого никуда (у нас такой специфический труд, без твёрдости ничего не получится). Но на самом деле она для нас как мамочка, которая понимает все с полуслова, даже с полувзгляда. Она всегда старается войти в положении каждого, главное – этим не злоупотреблять… Работа есть работа.
– На сцене случается разное, есть ли место импровизации в балете?
– Случаев, когда приходилось импровизировать, было много, но этот процесс зависит исключительно от того, с кем я работаю и какую партию исполняю. Каждый мой партнёр, с которым я выходила на сцену, – это бесценный опыт. У каждого из них свои требования, свои взгляды. Уверена, что импровизация без контакта с партнёром не получится. Научиться «хорошо импровизировать» помог мне Алексей Михеев, премьер Саратовского академического театра оперы и балета. Он очень хорошо чувствует партнёршу. Импровизация тем и хороша, что солисты понимают друг друга с полувзгляда.
Дом заряжает любовью, а работа – энергией
– Вы работаете в театре и преподаёте в музыкальной школе, балетной студии… А когда вы отдыхаете?
– У меня очень плотный график, работаю без выходных. 2-3 месяца я «зажигалочка», а потом понимаю, что недосып, постоянные нагрузки сильно сказываются на моём физическом состоянии. Через какое-то время срочно нужен отдых. И тогда, если получается, еду в Камышин. Мне хватает побыть в родительском доме всего несколько часов, чтобы почувствовать себя лучше, что называется, перезагрузиться. Дом заряжает любовью. К тому же мне нравится дорога, пока еду, отдыхаю, наслаждаюсь. У меня папа – водитель, наверное, от него мне передалась любовь к поездкам. Если удаётся провести дома несколько дней, побыть рядом с мамой, папой и любимым братом, то возвращаюсь обновлённая и полная сил.
– И снова к станку...
– На самом деле, когда артист балета востребован, это здорово: есть мотивация, энергия! Солистов в театре много, каждый дожидается своей очереди, чтобы исполнить сольную партию. Бывает, что месяц проходит и даже больше. Я счастлива, поскольку у меня достаточно сольных партий, особенно в последние полгода.
– С чего начинается танец?
– Конечно, с музыки. Ещё с детства слышать и слушать музыку меня научила мама – преподаватель музыки. Все мы прибегаем на репетиции с разных мест, каждый со своими проблемами, со своим настроением. Как только концертмейстер начинает играть, то забываешь обо всем и включаешься в работу.
– Какие обычно задачи ставите перед выходом на сцену?
– Донести до зрителей образ и чувства своей героини. Если это Жизель – то добрая, чуткая, искренняя; Одетта – мягкая, плавная, хрупкая; Одиллия – самоуверенная, коварная… Все движения окрашиваются душевным настроем, эмоциями. Танец и музыка – это язык, на котором «разговаривает» балет. Когда зрители проникаются, откликаются на эмоциональные переживания героев, это чувствуется и очень мотивирует.
– Всем известно, что артисты балета - большие труженики...
– Выход на сцену – это лишь миг, за ним стоит титанический труд. Сложно постоянно останавливаться и повторять движения по 250 раз в поиске идеальных решений для исполнения того или иного элемента. «Ещё и ещё», повторяет балетмейстер, пока хороший результат не будет достигнут. И так до бесконечности, вернее – до следующего сложного элемента.
– Какие движения исполнить сложнее всего? Сложные пируэты, «летающие» балерины всегда приковывают внимание зрителей…
– Многое зависит от настроения и ситуации. Натренированное тело помнит все движения, однако немаловажным является и умение собраться, сконцентрироваться. Например, чтобы совершить прыжок необходимо внутренне собраться «как иголочка» и полететь…
Передавать своё мастерство
– Вы делитесь своими знаниями с детьми. Как удаётся увлечь балетом, ведь это не только царство волшебных фей, юных принцев и принцесс?…
– Ребёнка надо влюбить в свой предмет, в себя, и тогда он будет бежать на уроки. Мой девиз с девочками: «Не лениться, а трудиться!». Чтобы выйти на сцену и исполнить номер на две минуты, надо очень хорошо потрудиться на уроке, на репетиции. Конечно, постоянно быть в напряжении, работать над подъёмами, растяжкой, из урока в урок делать одни и те же упражнения на станке – это труд, и просто так ребёнок не задержится. Нужно быть одержимым своей мечтой, а значит, любить своё дело всем сердцем.
– И вы в этом, безусловно, помогаете…
– Просто я люблю детей. Преподавательская деятельность – это продолжение моего дела, я чувствую потребность в работе с детьми, в возможности делиться с ними своими знаниями, опытом. Они мне отвечают взаимностью. Вспомнился случай, когда я прогуливалась со своей мамой по аллее, и к нам подбежал солнечный ребёнок, мальчик с синдромом Дауна. Он посмотрел на нас и вдруг бросился ко мне с распростёртыми объятиями. От моей улыбки и искренних обнимашек у него заиграли весёлые «зайчики» в глазах. На меня это произвело большое впечатление – всего одно прикосновение, а сколько радости оно доставило ему и мне! Тогда я подумала, что хочу попробовать поработать с особенными детками. В детской музыкальной школе № 5, где я преподаю, такая возможность у меня скоро появится.
Обратная сторона медали
– Балет часто сравнивают со спортом, но утверждают, что он менее травмоопасен. Были ли в вашей жизни моменты, когда приходилось работать с повреждением связок, с небольшими растяжениям... Возможно, были и травмы?
– Физические нагрузки у артистов балета не меньше, чем у спортсменов. Конечно, есть травмы. Но балет – это не спорт, это – жизнь! У каждого балетного что-то болит – это другая сторона медали нашего дела. Не только у меня, но и у каждого из нашей труппы были такие моменты, когда сильное растяжение, мозоли, боль в пояснице… Но ты выходишь на сцену, несмотря ни на что! Сцена лечит, на ней ты забываешь о своей боли и работаешь, а точнее живёшь. В этом весь мир балета.
– Как вам удаётся во время карантина поддерживать свою физическую форму? Нет ли соблазна дойти на пуантах к холодильнику? Не ужесточаете диету?
– Это сложно, тем более дома, тем более на карантине, тем более когда самоизоляция – и кроме кухни тебе больше некуда сходить. Поэтому даже пуанты не останавливают твоё притяжение к холодильнику. А чтобы не набрать лишние килограммы, надо просто после еды сделать планочку и не один раз…
– Постоянно приходится придерживаться строгой диеты?
– При моей нагрузке не получается. Ужинаю всегда поздно, как правило, с 20.00 до 21.00. Организм уже привык к такому режиму. Если и появляются лишние килограммы, то быстро уходят на репетициях.
– Понимаю, что времени не остаётся. Но тем не менее чем увлекаетесь в обычной жизни?
– На данный момент все моё время занимает работа, даже в условиях самоизоляции. Но я очень люблю лошадей. Первое моё знакомство с этими грациозными животными произошло у бабушки в деревне. Никогда не забуду, как лошадка позволила мне себя погладить и потормошить гриву. Совсем недавно узнала, что в Краснослободске есть Центр верховой езды. Надеюсь, что скоро смогу там брать уроки
Анжела Буцких