16+
Волгоград – это я

Прима-балерина «Царицынской оперы» Маргарита Тараканова: «Выход на сцену – это миг!»

25 Апр 2020 15:53, 5 фото

Балетные постановки в «Царицынской опере» проходят при полных аншлагах. Каждый спектакль – это событие, каждый танец – искусство, каждый артист балета – художник. Образы, которые создаёт ведущая солистка театра Маргарита Тараканова, необыкновенно чувственные, харизматичные, яркие. В репертуаре балерины самые разные героини, они живут на сцене и надолго остаются в памяти восторженных зрителей.

Фото: ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

С детства мечтала стать балериной

– Расскажите о своём пути на сцену. Во сколько лет вы стали заниматься танцами и где это происходило?

– Я начала свой путь очень поздно (так считается по нынешним меркам), в семь лет. В самодеятельный коллектив «Театр танца и души» в городе Камышине, где я жила, меня привели мама и тётя. Мои первые учителя – профессиональные артисты балета Тигран и Манон Меликовы из Еревана волею судьбы оказались в нашем городе и организовали ставшую знаменитой школу танцев. В первые три года я не хотела ходить, было сложно, я плакала и уговаривала маму оставить меня дома. Но в итоге осталась до 11-го класса в своей «второй семье». Я всегда мечтала танцевать балет и с самого детства собирала вырезки, картинки, календарики с балеринками. Не представляете, как я радовалась первым пуантам! Эту любовь мне привили в моём коллективе. Манон Альбертовна была для нас второй мамой. Мне всегда везло с учителями, первыми из которых оказались супруги Меликовы. Базовые знания и опыт, которые я получила в коллективе, оказались для меня бесценными! Свою любовь к танцам они передавали нам, своим ученицам. Уже там, в коллективе нас приучили к серьёзным физическим нагрузкам. Первое время я занималась два раза в неделю, а позднее – каждый день! Меня быстро перевели из младшей в среднюю, а затем в старшую группу. Среди старших девочек я была самой маленькой, и с 9-го класса мне уже доверяли учить танцам малышей.

– Почему вы выбрали для поступления именно Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств?

– Учиться в Петербурге было моей мечтой, которая казалась мне такой далёкой и нереальной. Поначалу родные и близкие настороженно отнеслись к моему желанию уехать так далеко. Но со временем даже папа поддержал меня и нашёл финансовую возможность отправить меня в Санкт-Петербург для поступления. Меня сопровождала мама: она поехала вместе со мной поддержать меня морально и физически. Было сложно. Мы жили очень далеко от университета, приходилось вставать на рассвете, чтобы успеть к 9 часам на занятия. Многочасовые уроки-просмотры выматывали, вступительные экзамены продолжались целую неделю, конкурс был 10 человек на место… В результате я стала студенткой Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Это был последний набор кафедры хореографии, которую возглавлял профессор народный артист РСФСР, Борис Яковлевич Брегвадзе. Он лично интересовался успехами каждого воспитанника своего курса. Наши преподаватели – учителя старой школы – вкладывали в нас все свои знания и душу. Повторюсь, мне всегда очень везло с учителями. В университете под своё крыло меня взял прекрасный педагог по классике Ольга Вениаминовна Мухортова, с которой у меня добрые и тёплые отношения по сей день.

– Не было желания остаться в Санкт-Петербурге?

– И да, и нет. Выживать в чужом городе было сложно. Я училась и работала. С 3-го курса работала в Санкт-Петербургском государственном музыкальном театре «Карамболь». В 2014 году я окончила университет с красным диплом, и мне предстояло сделать дальнейший выбор. Я хотела танцевать балет. В течение месяца уже после окончания университета я ходила на просмотр в Санкт-Петербургский академический театр балета имени Леонида Якобсона. Мне пояснили, что способности есть и предложили ждать. Позже мой преподаватель Ольга Вениаминовна Мухортова рассказала, что Андриан Гуриевич Фадеев, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета имени Л. В. Якобсона приходил в университет и спрашивал про меня. И это спустя полгода… Мне, конечно, было приятно об этом узнать. Но за это время в моей жизни уже появился мой родной театр. В Волгограде произошло моё знакомство с Татьяной Викторовной Ерохиной и театром «Царицынская опера». Кроме того, вдали от родных я осознала, насколько мне важно быть ближе к своему дому, своей семье. Я всегда была домашней девочкой и очень переживала разлуку с родными.

Фото: ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

«Царицынская опера» стала родным театром

– Главный балетмейстер театра «Царицынская опера» Татьяна Ерохина сразу разглядела в вас будущую звезду и стала готовить на ведущие партии?…

– Татьяна Викторовна сказала, что придётся много трудиться. Я начала с кордебалета. Никогда не боялась работы, даже, наоборот, это простимулировало меня в карьерном росте. Потом Татьяна Викторовна решила попробовать меня в сольной партии. Первой была Одетта из «Лебединого озера» П. И. Чайковского, Одиллию работала ведущая солистка труппы Светлана Яковлева. В то время я была ещё совсем «гадким утёнком», поэтому Одетту исполняла я, а Одиллию – Светлана Яковлева. Со временем приходили опыт, силы, осознание, и балет «Лебединое озеро» мы работали уже полностью самостоятельно. Потом была Жизель из балета А. Адана «Жизель»... Если сравнивать моё исполнение тогда и сейчас, то это небо и земля! Татьяна Викторовна – опытный и мудрый педагог, она не требовала сразу много, но со временем мы с ней создавали именно «мои» партии.

– В каждую партию вы привносите что-то своё. Есть же любимые роли и партии, которые вы мечтаете исполнить?

– Знаете, балет – это такое искусство, что списанных партий не бывает. Да, можно смотреть и тянуться за техникой наших прославленных танцоров, потому что это высшая ступень, но нельзя скопировать исполнение, потому что это, прежде всего, душа, твоё видение образа. У каждого оно своё, поэтому и балерины все очень разные, именно внутреннее видение той или иной партии и отличает одну от другой. Мне близка Жизель из балета «Жизель» она юная, полюбившая всем сердцем. Но несмотря на обман и смерть, она проносит через весь спектакль эту любовь. «Любовь спасёт мир» по Достоевскому, а Жизель спасла Альберта будучи уже в потустороннем мире... Поэтому и хочется исполнять эту партию (я говорю про внутреннее состояние), донести до зрителя ту самую любовь, чтобы они зарядились этим чувством, этой идеей, пришли домой и подарили любовь своим близким. На мой взгляд, театр создан для того, чтобы зритель выходил с внутренним вопросом или внутренним убеждением того или иного чувства. Душа обязана трудиться, в этом вся прелесть театра. А из партий, которые я мечтаю сыграть – Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, Китри в балете «Дон Кихот» Л. Минкуса.

– Что для вас интереснее: классический балет или современный репертуар?

– Я люблю классику, но современный мир диктует свои законы, поэтому современным репертуаром нужно тоже уметь владеть. Если выбирать то, наверное, классику, но как можно разделить свою любовь танцевать? Если ты пришёл в эту профессию и хочешь быть профессионалом, то работай хорошо как классику, так и современную хореографию.

– Ваши коллеги говорят, что с вами очень комфортно работать. В театре, балетной труппе царит очень доброжелательная атмосфера во многом благодаря главному балетмейстеру Татьяне Ерохиной.

– Татьяна Викторовна Ерохина умеет настроить труппу на работу, она чуткий руководитель, может быть жёсткой, в нашей профессии без этого никуда (у нас такой специфический труд, без твёрдости ничего не получится). Но на самом деле она для нас как мамочка, которая понимает все с полуслова, даже с полувзгляда. Она всегда старается войти в положении каждого, главное – этим не злоупотреблять… Работа есть работа.

– На сцене случается разное, есть ли место импровизации в балете?

– Случаев, когда приходилось импровизировать, было много, но этот процесс зависит исключительно от того, с кем я работаю и какую партию исполняю. Каждый мой партнёр, с которым я выходила на сцену, – это бесценный опыт. У каждого из них свои требования, свои взгляды. Уверена, что импровизация без контакта с партнёром не получится. Научиться «хорошо импровизировать» помог мне Алексей Михеев, премьер Саратовского академического театра оперы и балета. Он очень хорошо чувствует партнёршу. Импровизация тем и хороша, что солисты понимают друг друга с полувзгляда.

Фото: ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

Дом заряжает любовью, а работа – энергией

– Вы работаете в театре и преподаёте в музыкальной школе, балетной студии… А когда вы отдыхаете?

– У меня очень плотный график, работаю без выходных. 2-3 месяца я «зажигалочка», а потом понимаю, что недосып, постоянные нагрузки сильно сказываются на моём физическом состоянии. Через какое-то время срочно нужен отдых. И тогда, если получается, еду в Камышин. Мне хватает побыть в родительском доме всего несколько часов, чтобы почувствовать себя лучше, что называется, перезагрузиться. Дом заряжает любовью. К тому же мне нравится дорога, пока еду, отдыхаю, наслаждаюсь. У меня папа – водитель, наверное, от него мне передалась любовь к поездкам. Если удаётся провести дома несколько дней, побыть рядом с мамой, папой и любимым братом, то возвращаюсь обновлённая и полная сил.

– И снова к станку...

– На самом деле, когда артист балета востребован, это здорово: есть мотивация, энергия! Солистов в театре много, каждый дожидается своей очереди, чтобы исполнить сольную партию. Бывает, что месяц проходит и даже больше. Я счастлива, поскольку у меня достаточно сольных партий, особенно в последние полгода.

– С чего начинается танец?

– Конечно, с музыки. Ещё с детства слышать и слушать музыку меня научила мама – преподаватель музыки. Все мы прибегаем на репетиции с разных мест, каждый со своими проблемами, со своим настроением. Как только концертмейстер начинает играть, то забываешь обо всем и включаешься в работу.

– Какие обычно задачи ставите перед выходом на сцену?

– Донести до зрителей образ и чувства своей героини. Если это Жизель – то добрая, чуткая, искренняя; Одетта – мягкая, плавная, хрупкая; Одиллия – самоуверенная, коварная… Все движения окрашиваются душевным настроем, эмоциями. Танец и музыка – это язык, на котором «разговаривает» балет. Когда зрители проникаются, откликаются на эмоциональные переживания героев, это чувствуется и очень мотивирует.

– Всем известно, что артисты балета - большие труженики...

– Выход на сцену – это лишь миг, за ним стоит титанический труд. Сложно постоянно останавливаться и повторять движения по 250 раз в поиске идеальных решений для исполнения того или иного элемента. «Ещё и ещё», повторяет балетмейстер, пока хороший результат не будет достигнут. И так до бесконечности, вернее – до следующего сложного элемента.

– Какие движения исполнить сложнее всего? Сложные пируэты, «летающие» балерины всегда приковывают внимание зрителей…

– Многое зависит от настроения и ситуации. Натренированное тело помнит все движения, однако немаловажным является и умение собраться, сконцентрироваться. Например, чтобы совершить прыжок необходимо внутренне собраться «как иголочка» и полететь…

Фото: ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

Передавать своё мастерство

– Вы делитесь своими знаниями с детьми. Как удаётся увлечь балетом, ведь это не только царство волшебных фей, юных принцев и принцесс?…

– Ребёнка надо влюбить в свой предмет, в себя, и тогда он будет бежать на уроки. Мой девиз с девочками: «Не лениться, а трудиться!». Чтобы выйти на сцену и исполнить номер на две минуты, надо очень хорошо потрудиться на уроке, на репетиции. Конечно, постоянно быть в напряжении, работать над подъёмами, растяжкой, из урока в урок делать одни и те же упражнения на станке – это труд, и просто так ребёнок не задержится. Нужно быть одержимым своей мечтой, а значит, любить своё дело всем сердцем.

– И вы в этом, безусловно, помогаете…

– Просто я люблю детей. Преподавательская деятельность – это продолжение моего дела, я чувствую потребность в работе с детьми, в возможности делиться с ними своими знаниями, опытом. Они мне отвечают взаимностью. Вспомнился случай, когда я прогуливалась со своей мамой по аллее, и к нам подбежал солнечный ребёнок, мальчик с синдромом Дауна. Он посмотрел на нас и вдруг бросился ко мне с распростёртыми объятиями. От моей улыбки и искренних обнимашек у него заиграли весёлые «зайчики» в глазах. На меня это произвело большое впечатление – всего одно прикосновение, а сколько радости оно доставило ему и мне! Тогда я подумала, что хочу попробовать поработать с особенными детками. В детской музыкальной школе № 5, где я преподаю, такая возможность у меня скоро появится.

Фото: ГБУК «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

Обратная сторона медали

– Балет часто сравнивают со спортом, но утверждают, что он менее травмоопасен. Были ли в вашей жизни моменты, когда приходилось работать с повреждением связок, с небольшими растяжениям... Возможно, были и травмы?

– Физические нагрузки у артистов балета не меньше, чем у спортсменов. Конечно, есть травмы. Но балет – это не спорт, это – жизнь! У каждого балетного что-то болит – это другая сторона медали нашего дела. Не только у меня, но и у каждого из нашей труппы были такие моменты, когда сильное растяжение, мозоли, боль в пояснице… Но ты выходишь на сцену, несмотря ни на что! Сцена лечит, на ней ты забываешь о своей боли и работаешь, а точнее живёшь. В этом весь мир балета.

– Как вам удаётся во время карантина поддерживать свою физическую форму? Нет ли соблазна дойти на пуантах к холодильнику? Не ужесточаете диету?

– Это сложно, тем более дома, тем более на карантине, тем более когда самоизоляция – и кроме кухни тебе больше некуда сходить. Поэтому даже пуанты не останавливают твоё притяжение к холодильнику. А чтобы не набрать лишние килограммы, надо просто после еды сделать планочку и не один раз…

– Постоянно приходится придерживаться строгой диеты?

– При моей нагрузке не получается. Ужинаю всегда поздно, как правило, с 20.00 до 21.00. Организм уже привык к такому режиму. Если и появляются лишние килограммы, то быстро уходят на репетициях.

– Понимаю, что времени не остаётся. Но тем не менее чем увлекаетесь в обычной жизни?

– На данный момент все моё время занимает работа, даже в условиях самоизоляции. Но я очень люблю лошадей. Первое моё знакомство с этими грациозными животными произошло у бабушки в деревне. Никогда не забуду, как лошадка позволила мне себя погладить и потормошить гриву. Совсем недавно узнала, что в Краснослободске есть Центр верховой езды. Надеюсь, что скоро смогу там брать уроки

Анжела Буцких

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

02:00, Общество

Стало известно о графике выплат единого пособия волгоградцам в мае

01:00, Общество

Что запрещается делать 27 апреля, чтобы не накликать на себя беды

26 Апр, Происшествия

В Дзержинском районе Волгограда легковушка с пассажирами влетела в грузовик

26 Апр, Общество

Опасные бабочки угрожают посевам в Волгоградском регионе

26 Апр, Спорт

В Волгоградской области определили школьников, победивших в региональном фестивале ГТО

26 Апр, Общество

ЦГМС пообещал волгоградцам 27 апреля жару до +30º

26 Апр, Общество

Волгоградская область готовится к летней оздоровительной кампании школьников

26 Апр, Общество

Волгоградцам, увлекающимся экстремальными видами спорта, чаще отказывают в трудоустройстве

26 Апр, Криминал

Волгоградку осудили за мошенничество на сумму более 8,5 млн рублей

26 Апр, Общество

На майские праздники в центре Волгограда будет действовать пешеходный режим

26 Апр, ЖКХ

27 апреля без света несколько часов проведут жители трех районов Волгограда

26 Апр, Транспорт

Как 28 апреля жителям Волжского доехать до кладбищ, сообщили в автоколонне

26 Апр, Необычное

Разлив Волги потопил Центральную набережную в Волгограде

26 Апр, Общество

Волгоградские полицейские раздают водителям освященные георгиевские ленточки

26 Апр, Культура

Жители Волгоградской области написали «Диктант Победы»

26 Апр, Происшествия

Интернет снова дал массовый сбой в Волгоградской области

26 Апр, Общество

В Волгоградской области выберут нового регоператора

26 Апр, Криминал

Двух волгоградцев отправили в колонию за ложные сведения об успешной сдаче мигрантами экзаменов

26 Апр, Общество

Волгоградцам рассказали, что нельзя есть в последние дни Великого поста

26 Апр, Общество

Названы традиции и запреты в Лазареву субботу, 27 апреля

Календарь