21-летняя волжанка учится жить заново после удаления опухоли головного мозга
Диагноз ей не могли поставить два года, а спасли в Волгоградской областной клинической больнице № 1.
Часто ли мы задумываемся, сколько времени тратим впустую – не на тех людей и не на те дела, на обиды и ссоры? Часто ли нам приходят мысли о том, что в один момент наша жизнь может измениться так, что все важное вчера вдруг потеряет актуальность? Наверняка нет. Осознание этого приходит только с переменами, часто шокирующе неприятными.
21-летняя волжанка Маргарита Туз в свои юные годы поняла цену каждого прожитого дня. Летом 2017 года девушке удалили из головы злокачественную опухоль - медуллобластому. С тех пор Рита буквально учится жить заново, как младенец – говорить, ходить, держать ложку…
Первые симптомы
Во время разговора Маргарита вспоминает давние события, которые были, как ей кажется, сигнальными звоночками. В 12-летнем возрасте Рита потеряла ориентир в воде во время отдыха на пляже. Все списали на солнечный удар. Еще через год она не смогла удержать равновесие во время занятий бальными танцами и упала. Потом несколько лет все было нормально.
– Опухоль проявила себя после того, как мне попали волейбольным мячом в голову. Это случилось в 11 классе на тренировке, – рассказывает собеседница «Городских вестей». – Как сейчас помню, что в тот день не хотела идти на занятие, но потом себя пересилила – надо!
После начались проблемы со здоровьем. Когда Рита ложилась на спину, она чувствовала головокружение. Со временем оно становилось все сильнее, вплоть до рвоты. Тогда она стала придерживать голову руками, потом сидеть несколько минут и опять ложиться. Но вскоре перестала помогать и эта «методика».
– Я не могла лежать на спине совсем, – рассказывает Маргарита Туз. – При этом голова не болела.
Тогда девушка поняла, что пора идти к врачам. Параллельно она искала информацию в интернете. Рита прошла невропатологов, массажистов, остеопатов. Лечение помогало, но ненадолго. Врачи считали, что проблема в шее – нужно сделать МРТ. Но исследование не показало отклонений от нормы кроме сужения артерий.
Путь к диагнозу
Два года Маргарита пыталась найти врачей, которые сказали бы, что с ней. За это время она побывала у многих специалистов, которые говорили, что у нее вегетососудистая дистония и нужно спать на ортопедической подушке и делать массаж.
– К счастью, я попала к неврологу Александру Барулину. Он настоял на проведении магнитно-резонансной томографии головы, – рассказывает наша собеседница. – Однако это было самой большой проблемой: ведь в большинстве из них нужно лежать только на спине. Для меня это было нереально.
Аппарат другого типа нашли позже в частной клинике. В нем Маргарита провела 40 минут вниз лицом. Когда она получила результаты исследования, началась ее борьба за жизнь…
«Я доверила им себя»
Приговор прозвучал как гром среди ясного неба – опухоль, проросшая в червь мозжечка. К моменту обнаружения она успела разрастись до внушительных размеров. Требовалась безотлагательная операция.
– Первое, о чем я подумала, это то, что к сентябрю успею оклематься и вернуться на занятия в вуз. Я успела окончить два курса по специальности «ветеринария» в аграрном университете, – рассказывает Рита улыбаясь.
Но все оказалось гораздо серьезнее – выздоровление растянулось на годы. Александр Барулин отправил волжанку в Волгоградскую областную клиническую больницу № 1 к ведущему нейрохирургу Петру Кушнируку.
– За неделю в больнице мне сделали все анализы, выделили квоту и спросили, где я хочу оперироваться – в Москве или у Кушнирука, – рассказывает спасенная Рита. – Я ответила, что буду делать операцию у Петра Ивановича. Я знала, что он один из лучших нейрохирургов в России.
Петру Кушнируку ассистировал Кирилл Филатов. Хирурги во время 4-часовой операции удалили опухоль червя мозжечка. Из операционной Риту вывезли другим человеком.
– Я доверила себя волгоградским хирургам и правильно сделала, – уверена девушка. – Они сделали все так, как должно быть. Как бы это странно ни звучало, мне в больнице понравилось все: хирурги, анестезиологи, лечащие врачи, медсестры – я им бесконечно благодарна. И кормили хорошо (смеется).
Оценила профессионализм и заботу медперсонала и мама Риты, Наталья Туз.
– Спасибо Петру Ивановичу Кушнируку, анестезиологу Борису Евгеньевичу Мирошниченко, реаниматологу Денису Ивановичу Горшенину, лечащим врачам Кириллу Геннадьевичу Филатову и Станиславу Игоревичу Журбенко, всем-всем, – говорит она. – Специалисты рассказывали нам о том, как будет идти операция, как дочь будет выходить из наркоза и что нам делать после.
Робкие шаги
Первое, что Рита поняла после удаления опухоли, – у нее перестали слушаться правые рука и нога. Левая часть тела была в норме. Девушка не смогла даже пройти первый тест – сделать руками «фонарики» по просьбе анестезиолога.
– После операции все было очень плохо – с равновесием, с координацией, – вспоминает Маргарита. – Правая сторона не слушалась совсем. Я не могла есть, ходить, писать и нормально говорить.
Работа над собой продолжается у волжанки до сих пор. И если полтора года назад рука и нога дергались и не воспринимали сигналы мозга, то сегодня Рита уже может хорошо управлять ими, но продолжает разрабатывать.
– Раньше я не могла без посторонней помощи даже до туалета дойти. По ступенькам спускалась, повиснув на ком-то, потом стала передвигаться сама, опираясь на перила, сейчас хожу уже уверенно.
Врачи, по словам Риты, удивляются, насколько быстро она восстанавливается. Но это результат ее упорных трудов. До операции девушка хорошо рисовала, потом правую руку она тоже разрабатывала во время занятий творчеством. Прогресс виден на рисунках. Рита отмечает, что успех зависит не только от возможностей организма, но и от силы воли. Правда, до сих пор Рита рисует левой рукой – правая ведет себя не так уверенно.
– Нельзя сдаваться и торопиться – всему свое время, – говорит она. – Сейчас я разговариваю уже хорошо, а после операции мямлила. Правда, иногда и сейчас запинаюсь, но редко.
Поддержка и предательство
Пройти весь сложный путь реабилитации волжанке помогают врачи, родители, братья и сестры, одногруппники и одноклассники, педагоги. Все кроме одного человека.
– Я чувствую поддержку близких и друзей, это так важно для меня, – говорит Маргарита. – «Посыпался» только парень. Он бросил меня, когда я вышла из больницы после операции. Молча, просто перестал общаться, хотя мы встречались три года. Не выдержал трудностей.
После операции Рита перенесла курс химиотерапии и облучения, чтобы не было рецидива. Девушка регулярно проходит обследования у своих хирургов в областной больнице. Последствия такой сложной операции ощущает до сих пор: есть небольшие проблемы со зрением и постоянный писк в ушах, но она к этому уже привыкла. В целом же Рита понимает, что ее жизнь не будет такой, как до болезни. Не будет танцев, конного спорта, жарких солнечных ванн. Ей даже у плиты и утюга нельзя долго находиться и делать резких движений. Но девушка нашла чем занять себя: она практикует йогу и ездит в ветклинику, где присутствует и на операциях, и на приемах. А осенью планирует восстанавливаться в вузе.
Рита без лукавства благодарна удару мяча по голове, который помог опухоли проявить себя. Иначе, по ее словам, она бы так и росла, не давая знать о себе.
– Я не знаю, как долго живут люди с такими диагнозами, – голос Риты срывается. – Врачи говорят, что все зависит от организма. Но я поняла, что важно не зацикливаться на прошлом, а жить в хорошем настоящем и развиваться дальше. И благодаря всему случившемуся я стала иначе воспринимать жизнь. Часто люди, утонув в быту и заботах, воспринимают все как должное и не думают, что в один момент могут потерять все. Теперь я люблю мир больше и ценю каждое мгновение.
«Перед операцией строим 3D-модель головы»
Нейрохирург Кирилл Филатов, оперировавший Маргариту, рассказывает, что злокачественные образования мозжечка в процентном соотношении встречаются довольно часто. И если вовремя не вмешаться, может наступить летальный исход.
– Это происходит из-за разрастания опухоли, которая пережимает ликворопроводящие пути, потом появляется гидроцефалия и другие последствия, – комментирует «Городским вестям» Кирилл Филатов. – Во время поступления в больницу у пациентки были жалобы на сильное головокружение, ухудшение памяти и почерка. Операция Маргариты Туз прошла успешно, несмотря на ее сложность. Опухоль удалили, после она прошла процедуры химио- и лучевой терапии.
В Волгоградской областной клинической больнице № 1 нейрохирурги используют навигационное оборудование и работают по самым современным методикам. До операции проводят КТ- и МРТ-исследования головного мозга.
– Затем все данные я программирую в оборудование для построения 3D-модели головы – от мозга до кожи и, конечно, с опухолью, – рассказывает нейрохирург. – Модель показывает, как все элементы расположены относительно друг друга. Это помогает избежать травмирования мозга.
Кирилл Филатов отмечает, что пусковые механизмы в каждом случае разные. И то, что Маргарита теряла равновесие в детстве, – это совпадение.
– У ее организма иссякли резервы и появились клинические проявления, – отмечает медик.
Теперь, отмечают нейрохирурги ВОКБ №1, Маргарите нужно регулярно проходить обследования. Как и всем их пациентам, независимо от результатов гистологического исследования. Для этого каждому выстраивают индивидуальный график обследований, в зависимости от состояния здоровья.
Вера Владзиевская