Распространение корнавирусной инфекции и связанные с этим ограничительные меры, в том числе, действующий на территории области режим домашней самоизоляции, ввели свои коррективы в традиционный образовательный процесс: с 3 апреля школы перешли на дистанционное обучение.
Надо сказать, что школы и раньше использовали цифровые технологии: практически во всех из них уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания. Учителя дают домашние задания, которые нужно высылать через специальный чат в электронном журнале. Однако «Национальный проект образования» ставил сроки для «Цифровой школы» - 2024 год. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: коронавирус стал причиной, или, скорее, поводом, для всеобщей цифровизации, мощным толчком к инновационному развитию всего образования в целом.
- Дистанционное обучение в школах Волгограда внедрялось давно. Многие педагоги имеют сертификаты об обучении. Но такого массового и быстрого перехода в виртуальную реальность школа никогда не знала. На подготовку было только две недели. Перестраивать пришлось все процессы, в том числе и управленческие. В этих условиях принимать нужно было решения быстро и, разумеется, эффективно. Нужно было подготовить учителей к работе в Интернет-пространстве, мобилизовать учеников на учёбу вне класса, настроить родителей на выполнение не привычных для них задач. А также обеспечить процесс нормативно-правовой базой, - комментирует руководитель департамента по образованию администрации Волгограда Ирина Радченко.
Сегодня учреждения организуют учебный процесс в дистанционном формате с помощью таких онлайн-платформ, как как ГИС «Образование», «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа» для проведения интерактивных уроков по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. Также используются российская online-платформа Учи.ру, образовательный online–ресурс «ЯКласс», позволяющий проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика, образовательная online -платформа для школьников, их родителей и учителей «Фоксфорд», Школа Maximum, онлайн-курсы образовательного центра Сириус, сервисы Skype, Zoom для видеоконференций, активно применяются облачные технологии (онлайн тестирование, онлайн презентации и т.д.) для передачи, сбора и обработки больших объемов информации (Google диск, Yandex диск, OneDrive и т.д., ), а также используются возможности Viber, Whatsapp....
- В сложившейся ситуации переход на массовое использование дистанционных образовательных технологий можно расценивать как уникальную возможность создания условий для организации индивидуального образовательного маршрута учащихся. При этом создаются возможности для максимальной реализации индивидуальных образовательных потребностей учащихся и образовательного заказа семьи на основе свободного выбора содержания, времени, места, средств и ситуаций взаимодействия с педагогами, учащимися и другими субъектами образовательных отношений, - поясняет кандидат педагогических наук, зам.директора гимназии № 17 Нателла Николаевна Рождественская.
Давайте посмотрим, как происходит освоение дистанционного обучения в школах Волгограда на конкретных примерах.
Например, в МОУ Гимназии № 17 Ворошиловского района дистанционное обучение рассматривается как модель четырех «У». А именно — уникальный (индивидуальный) учебный план, удобное время обучения для конкретного ученика в соответствии с его типологическими характеристиками, удобное место для освоения темы, удобный темп освоения материала и выполнения домашних заданий.
А в МОУ СШ №81 с углублённым изучением отдельных предметов Центрального района разработана модель обеспечения обратной связи между всеми участниками образовательного процесса.
- Классные руководители находятся на «передовой» дистанционной поддержки, поэтому для предотвращения эмоционального выгорания социально психологической организована группа поддержки классных руководителей, где специалисты возможность организовать групповую рефлексию, - делится опытом директор Елена Александровна Пономарёва.
Школы организовали обучение на образовательных платформах, стараясь учесть все нюансы, продумав режимы дня учащихся и оставшихся дома родителей, обеспеченность семей необходимым оборудованием. Были разработаны индивидуальные программы обучения, дифференцированный подход к учащимся разных категорий. Каждый день дистанционного обучения стал практически подвигом – круглосуточно решались задачи обучения, разрабатывались стратегии, искались запасные варианты.
- Школьники адаптировались к современным реалиям, организовывали новые связи с педагогическим коллективом, повышали компьютерную грамотность и учились систематизировать информацию, - рассказывает директор Елена Александровна Пономарёва.
Практика показала, что дистанционное обучение требует иных способов подачи материала и использование современных методик для обучения и воспитания детей. За несколько недель было придумано и реализовано масса интересных проектов, акций, флешмобов.
Так, в школе № 93 Советского района организовали мастер-классы по пошиву так необходимых в современных условиях защитных масок Ребята даже придумали девиз для своей работы: «Поможем максимально защититься от всех микробов и вирусов». Свои работы ученики выкладывали в соцсети под тегами #НЕСКУЧНОДОМА.
Учителя МОУ СШ № 111 Советского района выступили инициаторами акции «МЫ ВМЕСТЕ!», в которой участвуют все учителя, администрация школы, обучающиеся и их родители. Цель мероприятия — поддержка друг друга, обмен новостями о жизни учителей и семей обучающихся, находящихся в самоизоляции. По окончании акции запланировано снятие видеоролика «МЫ ВМЕСТЕ!».
- В нашей школе проходит акция #ОткрытиеДня. Обучающиеся, родители и педагоги в эти дни делятся яркими событиями, в которых они находят для себя что-то новое. Благодаря акции появились новые семейные традиции, игры, мы открываем в себе новые возможности физические и творческие, учимся взаимопониманию поколений, а главное понимаем, как все скучаем по школе, - рассказывает директор МОУ СОШ № 6 Анна Юрьевна Гаврилова.
В лицее № 5 имени Ю. А. Гагарина Центрального района телестудией «ДеТВора» создана целая коллекция видеоуроков. А учитель химии Евгений Геннадьевич Ковалёв, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2016» организовал проект «Химичим с детьми дома». Его видеоуроки в различных соцсетях демонстрируют не только химию в быту, но и дают советы, как организовать детей для занятий на его примере с тремя дочками. Все лицеисты на протяжении всего периода дистанционного обучения ведут наблюдения за «пробуждением» природы, выкладывая в Инстаграм фотографии под тегом #лицей5веснаизокна2020, всей семьёй сдают нормативы «Домашнего Семейного ГТО», читают стихи наизусть #лицей5встречаетПобеду, пишут сочинение «История моей семьи в истории моей страны» и присылают их на личную электронную почту директору.
В лицее 9 Дзержинского района в Инстаграм запустили новые челенджи #цифрадня, #особыйдень, #классныевтречи и даже провели обучение «Как стать крутым медийщиком». «САМОИЗОЛЯЦИЯ НЕ - ПОВОД ДЛЯ ДРАМАТИЗАЦИИ» - под таким девизом проходит работа в МОУ СШ №103. Чтобы поднять настроение, объединить всех членов школьного сообщества, был запущен челлендж #зарядисьоптимизмом. Он был приурочен к Международному дню здоровья. Под зажигательную музыку ученики, их родители и учителя выполняли физические упражнения, выкладывали их на своих личных страницах в соцсетях. Уже 8 апреля ролик был размещен в сообществе МОУ СШ 103 Волгоград ВКонтакте - https://vk.com/myschool103. Учитель истории и обществознания МОУ СШ №105 Сотников А.А. создал канал на платформе видео хостинга YouTube, на котором записывает уроки при помощи программы OBS. Для учеников транслируется запись с экрана, где учитель может показывать и комментировать презентацию, вставлять видеофрагменты из других источников. В начале урока даются комментарии по прошедшему домашнему заданию, указываются типичные ошибки обучающихся.
Коллектив школы № 89 организует видео конференции в приложении ZOOM, по программе «КВН- не просто игра», ребята участвуют в КВНовских конкурсах, таких как разминка, цепочка слов, найди КВНщика, получают знания о техниках дыхания и тренируют дикцию.
Педагоги Центра детского творчества Дзержинского района создают на платформе LMS MOODLE собственные курсы. Размещают видеозанятия на видеохостинге YouTube.
С платформой Selectel работают объединения ансамбль фольклорной песни «Гомониха», ансамбль русских народных инструментов «Балалаечка» и «В стране вообразилии».
А педагог МОУ ЦДТ Кировского района Буханцева Инесса Анатольевна организовала танцевальный флешмоб для воспитанников «Мы танцуем дома».
С большим удовольствием все школы Волгограда принимают участие во Всероссийской акции «Зарядка с чемпионом», организованная клубом «Чёрные тигры», в онлайн - турнирах «Шахматы онлайн», «#ВсейСемьёйЗаОднойИгрой» от Городского шахматного Центра, в проекте школы № 89 «Я скучаю по школе», в ХI Областном конкурсе социальных проектов «Свой мир мы строим сами!» (на базе лицея № 8 «Олимпия).
Традиционный ежегодный конкурс по духовно-нравственному направлению «Пасхальная радость»в этом году был организован в новом формате. Воспитанники школ, детских садов по своему желанию, совместно с родителями или самостоятельно, изготовили поделки, рисунки по теме конкурса и направили их фотографии в оргкомитет. По отзывам участников, родителей, конкурс «Пасхальная радость» создал праздничное настроение.
Вторая неделя самоизоляции прошла под знаком «Дня космонавтики. Во всех школах к этой дате были приурочены различные мероприятия. Благодаря школьникам Волгограда пространство соцсетей наполнилось открытками, рисунками, поделками, песнями, танцами, посвящёнными космической тематике. Теперь волгоградские школы готовятся встретить «Весну Победы!»
Словом, как показывает опыт последних трех недель, дистанционное обучение в школах Волгограда успешно разворачивается, раскрывается, распускается, как весна за окном, наполняясь всё новыми красками.
* Материал подготовлен на основе данных, предоставленных комитетом образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму Волгоградской городской Думы и Департаментом по образованию администрации Волгограда.