ВОЛГОГРАД, 31 января. (Корр. Елена ДЕНИСОВА). Неуклонный рост цен на топливо очевиден для всех его потребителей — автовладельцев, работников автотранспортной и других отраслей. По одним данным, в 2010 году цены на бензин увеличились сравнительно не намного — на 6,5%, что даже ниже официальной инфляции, составившей 8,8%. По другим данным, с января 2010 года их рост составил 10-11% на бензин, и сразу 34% — на дизельное топливо. Прогнозы на начавшийся 2011 год также неутешительны: эксперты предсказывают дальнейший рост и называют тому несколько причин.
Так, начальник управления сбыта ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Сергей Шикин считает, что это, прежде всего, увеличение акциз на топливо (на дешевые марки горючего они повысились сразу на 40%) и повышение цен на нефть на мировом рынке (которые в прошлом году поднялись на 22%). При этом, по мнению Сергея Шикина, цены соответствуют рыночной экономике:
— Сегодняшние цены на нефтепродукты вполне объективны, соразмерны затратам и их себестоимости, — говорит он. — При этом большой разницы в разных регионах России нет. Политика нашей компании такова: на заправках «ЛУКОЙЛ» цены одинаковы до копеек — и в Саратове, и в Самаре, и в Волгограде. Но в течение года будет происходить подорожание.
Напомним, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» является одним из основных поставщиков нефтепродуктов и топлива в Волгоградский регион, занимая примерно 35% местного рынка. Другой поставщик — компания «Роснефть-Юг» — пока воздерживается от прогнозов.
— Действительно, цены будут повышаться, но строить прогнозы — дело неблагодарное. — таким комментарием ограничился коммерческий директор ООО «Роснефть-Юг» Василий Рощин.
А вот специалист коммерческого отдела одной из сетей автозаправок в Волгограде все же сделал прогноз и даже отследил конкретные повышения цен за последнее время:
— Наше ценообразование напрямую зависит от уровня закупочных цен на топливо у поставщиков, а они растут. Примерно за месяц цена за тонну в среднем выросла на 1-2 тысячи рублей. Если не разбивать на конкретные виды, то средняя цена на топливо составляла 23-25 тысяч рублей за тонну, а сейчас 25-27 тысяч. Эта тенденция к увеличению цен сохраняется, и мы также вынуждены повышать цены при реализации. Ожидается, что уже в ближайшую неделю цены на все виды топлива вырастут в среднем на 50 копеек. Я сам автомобилист, и на моем кошельке это отражается очень серьезно. Если рост цен продолжится в том же темпе, скоро у нас в городе и пробок не будет.
Также в числе причин подорожания топлива называют стремление цен на бензин за общей инфляцией в стране и изменение экспортных пошлин на поставку нефтепродуктов за рубеж. В создавшихся условиях поставлять наше топливо заграничным соседям более выгодно, чем на внутренний рынок. По мнению экспертов, это может привести к дефициту продукта внутри страны и также подтолкнет рост цен на бензин.
Впрочем, генеральный директор ЗАО «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц ничего неожиданного в повышении цен не видит. По его мнению, оно закономерно и обоснованно:
— В условиях рыночной экономики особых оснований для повышения цен не требуется, они образуются под воздействием спроса и предложения, — говорит Карэн Туманянц. — Если желающих купить товар много, то производитель или продавец стараются продать его по более выгодной цене. В условиях роста цен на нефть на мировом рынке, производители, заинтересованные получить больше прибыли, либо будут продавать нефть за границу, либо внутри страны, но дороже. Также на цены повлияло поднятие акциз на горюче-смазочные материалы: не менее 1/3 цены сегодня составляют налоговые сборы. Нам, как потребителям, это, конечно, неприятно, но с точки зрения рыночной экономики — вполне оправдано и обосновано.
По мнению председателя общероссийского общественного движения волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армена Оганесяна, такая политика государства, последствием которой является рост цен, неверна:
— Ожидается, что цены на самые популярные виды топлива в ближайшее время вырастут в пределах 1 рубля. Вроде бы, немного, но и это не может не отразиться на наших автовладельцах: некоторые из них будут вынуждены отказаться от пользования личным авто или ограничить количество поездок и пересесть на общественный транспорт. На мой взгляд, государство проводит в корне неверную политику в отношении налогообложения нефтяных компаний, это же касается и всех других монополий. Но эта ситуация усугубится после вступления России в ВТО: тогда все цены в стране будут подгоняться под единые действующие в организации стандарты.
Впрочем, в Управлении федеральной антимонопольной службы по региону ИА «Городские вести» заверили, что в рамках своей компетенции держат вопрос ценообразования под контролем, следят, чтобы не были установлены монопольно высокие цены, а на рынке не было сговора.
Стоимость автомобильного топлива в России побила абсолютный максимум за всю современную российскую историю. По данным компании «Кортес», за прошедшую неделю цены на 80-й бензин на рынке поднялись на 2,5% и достигли отметки 25 375 рублей за одну тонну, цена Аи-92 выросла на 0,4% до отметки 26 083 руб./т, Аи-95 — на 0,8% до 27 670 руб./т. Дизель подорожал еще на 0,4%, и его цена составила 29 630 рублей за одну тонну, передают «Ведомости». Таким образом, стоимость 80-го бензина уже сейчас установила новый абсолютный рекорд. Ранее самые высокие цены на бирже на этот вид топлива были в июле 2008 года, когда цена нефти на мировых рынках приближалась к отметке 150 долларов за баррель. Разумеется, вслед за биржей начали расти и розничные цены. Уже сейчас 80-й бензин установил новый абсолютный максимум – 21,86 руб. за 1 литр в среднем по России. Обновил свои рекорды и 95-й – 26,13 руб. за 1 л (до этого рекорд составлял 26,03 руб./л). 92-й и дизельное топливо находятся на границе своих исторических максимумов.Между тем, стоимость автомобильного топлива в России побила абсолютный максимум за всю современную российскую историю. По данным компании «Кортес», за прошедшую неделю цены на 80-й бензин на рынке поднялись на 2,5% и достигли отметки 25 375 рублей за одну тонну, цена Аи-92 выросла на 0,4% до отметки 26 083 руб./т, Аи-95 — на 0,8% до 27 670 руб./т. Дизель подорожал еще на 0,4%, и его цена составила 29 630 рублей за одну тонну, передают «Ведомости».
Таким образом, стоимость 80-го бензина уже сейчас установила новый абсолютный рекорд. Ранее самые высокие цены на бирже на этот вид топлива были в июле 2008 года, когда цена нефти на мировых рынках приближалась к отметке 150 долларов за баррель.
Разумеется, вслед за биржей начали расти и розничные цены. Уже сейчас 80-й бензин установил новый абсолютный максимум – 21,86 руб. за 1 литр в среднем по России. Обновил свои рекорды и 95-й – 26,13 руб. за 1 л (до этого рекорд составлял 26,03 руб./л). 92-й и дизельное топливо находятся на границе своих исторических максимумов.