Более 70 лет Волгоград и Ковентри развивают народную дипломатию
Недавно в этом английском городе-побратиме побывали глава Волгограда Андрей Косолапов и его заместитель Ирина Карева. Официальное приглашение от лорд-мэра Хейзел Нунан они получили в ходе Международного форума «Политические решения и устойчивое развитие территорий», прошедшего в Волгограде в конце октября. Тогда делегаты форума единодушно поддержали статус Волгограда как российской столицы общественной дипломатии. Чтобы получить такое признание, наши земляки проделали в буквальном смысле долгий и трудный путь.
Два города — одна судьба
Известно, что Ковентри был вторым городом после испанской Герники, который фашисты стерли с лица земли. В бомбардировку 14 ноября 1940 г. здесь было разрушено две трети построек, погибли люди. И когда на сталинградскую землю пришла война, из Ковентри в наш город полетели первые телеграммы со словами поддержки.
Так, в октябре 1942 г., когда переживший страшные августовские бомбежки Сталинград из последних сил отражал атаки гитлеровцев, мэр Ковентри А. Гриндлей сообщал: «Ковентри, наиболее пострадавший город Британии, с глубоким восхищением приветствует защитников героического Сталинграда. Жители Ковентри выражают вам чувства особой симпатии и восхищения вашим великолепным мужеством и железной решимостью бороться до победы».
Англичане помогали не только на словах. Благодаря посредничеству госпожи Майской, как подданные Его Королевского Величества называли жену Посла СССР в Великобритании, через посольство к нам пошла бесплатная помощь от жителей Ковентри — несколько станций переливания крови, медицинские препараты и инструментарий, телефонный кабель, одежда для детей-детдомовцев и многое другое.
Свое особое уважение сталинградцам показали женщины Ковентри. В голодный военный год они стали собирать деньги, отрывая небольшие суммы от семьи, детей. И вместе с денежной помощью прислали в Сталинград расшитую скатерть, олицетворяющую дом и уют. На белом льняном полотне расписались и следом расшили подписи все 830 женщин, участвующих в акции, включая леди-майорессу (по-нашему, супругу мэра. — Прим. авт.) Эмили Смит.
— Подарок пришел в Сталинград в 1944 году и как бы подкрепил устные договоренности об установлении побратимских связей между Ковентри и нашим городом, — объясняют в городском департаменте зарубежных, региональных и внешнеэкономических связей.
На самом же деле официального договора в настоящем понимании этого слова не было. Просто в упомянутом году в Ковентри был создан Комитет породнения двух городов, после чего начался отсчет нашей уникальной дружбы. Долгое время никто не знал точной даты, когда было объявлено об установлении побратимских связей. И лишь недавно в одной из английских книг всплыла эта дата — 7 июня 1944 г.
Мы мечтою о мире живем!
С началом холодной войны, сигнал которой дал английский премьер-министр Черчилль в 1946 г., изменились отношения между политиками, но не между народами. Когда через три года после этого правительство Великобритании приняло закон о так называемой гражданской обороне, что грозило большими тратами бюджетных средств на защиту от атомной и водородной бомбардировки, простые граждане воспротивились.
— Они решили, что нужны совсем другие шаги по урегулированию международных отношений, — объяснила наша землячка Мария Иванова, тогдашний комсомольский лидер.
Мария Матвеевна хорошо помнит, что народная дипломатия оказалась в это время выше политики. Летом 1954 г. лорд-мэр Ковентри Джон Феннел прислал своим сталинградским коллегам письмо: оба города, наиболее пострадавшие от войны, должны предпринять совместные действия по укреплению мира.
Как принято, инициативу широко обсудили в трудовых коллективах, после чего городской совет народных депутатов направил в Ковентри ответ: сталинградцы предлагают обратиться в ООН с призывом запретить применение водородной и атомной бомб.
— Спустя два месяца горожане встречали делегацию из Ковентри, — помнит моя собеседница. — Совместно со Сталинградским горсоветом гости составили проект Обращения в Организацию Объединенных Наций, и 9 ноября английский лорд-мэр и наш председатель горисполкома Сергей Шапуров подписали документ.
Встречали как родных
В марте 1955 г. сталинградская делегация отправилась в Ковентри с ответным визитом. Помимо Шапурова, в нее были включены директор тракторного завода Синицын, сталевар с «Красного Октября» Филимонов, главный архитектор Сталинграда Масляев, руководитель горздрава Голышева и 27-летний комсомольский работник Мария Иванова, которую представляли как педагогического работника.
Сталинградцев встречали как самых близких друзей. Их поселили в старинном особняке. Местная пресса уделяла делегации много внимания. Состоялся торжественный прием в мэрии, встречи с рабочими промышленных и торговых предприятий, с профсоюзным активом, епископом Ковентрийского собора, городскими архитекторами, поездки в детские учреждения, в дом престарелых и т. д. Везде цветы, везде фотографии и на них памятная надпись: «С любовью!».
— Мы познакомились там, например, с участником войны, который с огромным уважением говорил о подвиге Сталинграда. Позже он приехал в наш город, чтобы набрать земли с Мамаева кургана. На балу среди ковентрийцев оказался депутат английского парламента, он пригласил делегацию на его заседание. На обратном пути домой мы несколько дней гостили в Лондоне и действительно оказались в палате лордов, когда там решали вопрос об уходе Черчилля со своего поста, — рассказала Мария Матвеевна.
Молодцы, сталинградцы!
В мэрии Ковентри руководители городов-побратимов продублировали подписание Обращения. Собравшиеся на эту церемонию еще раз подчеркнули: жители породненных городов должны развивать народную дипломатию и укреплять общечеловеческие связи, невзирая на экономические и геополитические ситуации.
Провожая делегацию, город-побратим устроил для них настоящий бал. В старинном замке собралось множество жителей Ковентри в вечерних нарядах, они интересовались жизнью сталинградцев, много спрашивали, обменивались сувенирами.
В то непростое время противостояния Запада и Востока этот визит имел огромное значение. Достаточно сказать, что после прилета в Москву делегацию пригласили к министру иностранных дел Андрею Громыко. Он сказал: «Молодцы, сталинградцы! Правильно действуете в современной обстановке».
Мария Иванова считает, что давний визит — пример для нынешних миротворцев:
— Как бы ни обострялась сегодня международная обстановка, народы мира должны по-прежнему укреплять дружбу и сообща бороться против военных конфликтов.
Алла САВЧИШИНА.