Транспортный налог может быть заменен на экологический
Российским автомобилистам в ближайшем будущем придется платить не за само владение машиной, а за выбросы машиной углекислого газа. Выступившее с этой инициативой Министерство промышленности и торговли уже достигло определенных договоренностей с Минфином о принципах перехода к новой системе налога. Сроки реализации предложения, как и его детали, пока не называются.
Старость не радость
По данным Минпрома, почти половина (47%) автомобилей в России старше 10 лет. Соответственно и их экологический класс достаточно низок. На Западе его заменили новым стандартом еще в 1995 г. и с тех пор неоднократно пересматривали в сторону понижения допустимой доли вредных отходов. Ориентация на устаревшие нормативы создает серьезную угрозу загрязнения, особенно в крупных городах, где на транспорт приходится около 60% выбросов в атмосферу.
По задумке инициаторов экологического налога, принятая мера может стимулировать обновление автопарка в России, а также его оснащение машинами с меньшим выбросом углекислого газа.
В то же время большинство новых машин, особенно иномарок, уже оснащено современными двигателями и ориентировано на потребление экологичного топлива. Для их состоятельных владельцев переход на новый налог может пройти безболезненно и почти незаметно. Чего не скажешь о тех, кто и рад бы купить новую машину, отвечающую современному экологическому стандарту, но финансы не позволяют. В Европе, где подобная система действует уже много лет и уровень жизни выше, и, соответственно, автопарк обновляется чаще. У нас же экологический налог может стать налогом на бедность и ударить, скажем, по пенсионеру — обладателю «шестерки». Без поддержки со стороны заменить старую машину на новую среднестатистическому автолюбителю будет достаточно сложно. Кстати, даже в небедных странах Европы действуют программы льгот для тех, кто хочет сделать выбор в пользу экологичной модели авто.
Тем временем, как ранее сообщали «Городские вести», в Волгограде муниципальный автопарк недавно пополнили 12 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе. Они и отвечают самым современным экологическим стандартам и при этом позволяют экономить в 2,5 раза. Использование в общественном транспорте газомоторного топлива увеличивает срок его эксплуатации, а также удешевляет техническое обслуживание. Увеличивается срок эксплуатации двигателя до капремонта, реже требуется замена свечей зажигания, суммарная токсичность выбросов в 2—5 раз меньше.
Еще ранее по городу начали курсировать 50 новых троллейбусов повышенной комфортности, также экологичных. Как заявили власти, в 2014 г. планируется приобретение для города еще 50 современных автобусов.
— Переход к новой системе налогообложения просто необходим в силу наблюдаемого ухудшения экологической ситуации, — уверен председатель межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов» Карен Оганесян. — Данная мера приведет к инвестициям в экологию, а также к обновлению автопарка. Неплохо бы учитывать целый ряд параметров — вес машины, количество лошадиных сил, экологичность — и составлять налоговый коэффициент исходя из этих критериев. Само собой, необходима экономическая стимуляция перехода на экологически чистый транспорт, например, система скидок.
Перемены со знаком плюс
Выдвинутая Министерством промышленности и торговли инициатива обладает рядом существенных преимуществ.
Во-первых, самым очевидным плюсом остается улучшение экологической ситуации. Не секрет, что ей уделяется не так много внимания, да и финансирование в этой области зачастую осуществляется по остаточному принципу. Всегда находятся проблемы, которые кажутся более актуальными и требующими незамедлительного решения. А тем временем природоохранные проблемы все накапливаются. Сколько бы ни искали в готовящемся изменении транспортного налогообложения скрытые смыслы, польза для экологии остается очевидным аргументом в его пользу.
Во-вторых, экологический аспект удачно сочетается с экономическим. В той же Европе значительную часть бюджета составляют экологические налоги.
— Самым главным представляется то, на что пойдут полученные деньги, — говорит руководитель департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. — Если за счет этих средств будут строиться новые дороги, то нововведение вполне себя оправдывает.
В то же время у нас экологический налог неизбежно повлечет за собой позитивные изменения в промышленности. Они должны произойти в первую очередь в сфере отечественного автопрома. Европейцы, азиаты и американцы и без него уже давно производят машины, соответствующие всем стандартам. Если раньше российские производители выигрывали у них за счет невысокой цены, то теперь придется обратить внимание на качество продукции. Дешевую отечественную машину, выплата налогов по которой обойдется дороже, нежели содержание иномарки, покупать мало кто захочет. Чтоб выдерживать конкуренцию, придется использовать инновационные технологии, т. е. бороться с иностранцами на равных.
Наконец, новый налог учитывает частоту использования автомобиля — от нее напрямую зависит количество вредных выбросов. Выходит, что если уже приводившийся в пример пенсионер на своей «шестерке» ездит всего раз в неделю на дачу, то и платить ему придется не так много, как тому, кто ежедневно наматывает сотни километров. Впрочем, в Волгограде — одном из самых протяженных городов России — эта мера хоть и остается справедливой, но едва ли выглядит заманчивой. Особенно, если вы, скажем, живете в Красноармейском районе, а работаете в Тракторозаводском. Раскошелиться придется и владельцам маршруток. В этом случае логично спрогнозировать увеличение стоимости проезда, чтобы ликвидировать убытки.
Иван ШАМАЕВ.
От автора:
Недовольство экологическим налогом во многом носит знаковый характер. Что-то из разряда «выбрасываем мусор мимо урны, фильмы скачиваем бесплатно из Интернета, не уважая авторское право, а жить при этом хотим, как в Европе». Проблема не столько в деньгах, сколько в менталитете.
Конечно, есть много проблем помимо экологии. Но это же не значит, что с ней ничего не надо делать?! Даже, если, наконец, качественное жилье станет для всех доступно и мы будем строить хорошие дороги, без чистого воздуха все равно не прожить. Вот и приходится делать выбор между удобством каждого конкретного автолюбителя и нашим общим будущим.