Выбирая профессию, вчерашние школьники не задумываются, будут ли они востребованы на рынке труда
Почему экономисты идут в продавцы
В статье профессора по фамилии Хатуль прочла: «Разумеется, современные школьники хотят поступить в вуз. Большинство два-три раза в неделю хочет, минут по пять-десять». В том, зачем современным школам нужен такой предмет, как «Профориентация», и почему экономисты идут работать продавцами, попыталась разобраться журналист «Городских вестей».
На пару с подружкой
В этом году Надя Колодько окончила гимназию № 4, планирует поступать на специальность «Государственное и муниципальное управление».
— Определилась с выбором где-то полгода назад. Иду именно туда, потому что, во-первых, у меня довольно неплохо получается координировать действия других людей, во-вторых, на эту специальность из необязательных предметов нужно сдавать лишь обществознание, которое я очень люблю, — поясняет свой выбор девушка.
В большинстве случаев, определяясь с будущей профессией, подростки прислушиваются к мнению родителей или выбирают по принципам «подружка идет, и я с ней», «я литературу неплохо знаю — пойду на филолога». При этом сами дети никак не соотносят этот выбор с тем, кем они станут работать по окончании вуза.
— Школьники, как правило, плохо себе представляют, куда нужно поступать, чтобы быть потом востребованным на рынке труда, — рассказывает заместитель директора городского центра занятости населения Надежда Пилина. — И зачастую выбор оказывается зависим от того, какие профессии на слуху или просто красиво звучат. Но мало кто задумывается о том, насколько востребованы они будут на рынке труда. Например, юристы и экономисты сегодня в преизбытке. Сами по себе профессии эти, конечно же, хорошие, позволяют много зарабатывать. Тем не менее сейчас работодатели таких специалистов запрашивают нечасто.
В итоге многим выпускникам вузов приходится менять специальность и учиться заново, теряя еще четыре-пять лет. Статистика говорит, что в России как минимум половина выпускников высших учебных заведений работает не по той специальности, которая значится у них в дипломе. Для некоторых профессий эта доля доходит до 70—90%.
— Есть даже тенденция снижения уровня образования: получил высшее, а пошел работать продавцом, — продолжает Надежда Пилина. — И для чего тогда родители тратили столько денег на учебу, когда можно было окончить всего лишь месячные курсы?
Надя Колодько, о которой мы рассказывали выше, тоже знает о такой тенденции, но пока она, как и многие вчерашние школьники, думает только об одном — как поступить в вуз. Сама она объясняет это так:
— Не окунувшись в профессию, невозможно понять, кем хочешь быть. А сделать это можно только тогда, когда имеешь на руках диплом.
Из гуманитариев — в физики
Так уж сложилось в нашей стране, что сразу после школы всем надо непременно поступать в вуз. Причем не важно в какой, на какую специальность, лишь бы через пять лет получить заветную корочку. Однако во многих странах подростки гораздо осознаннее подходят к выбору своего будущего. В Израиле, например, считается вполне нормальным после окончания школы пойти в армию, молодежь также участвует в различных волонтерских проектах. Специалисты констатируют: сроки выбора профессии откладываются — это общемировой тренд. Решение о том, где учиться, молодежь принимает уже после 20 лет. Российские же школьники под давлением родителей и учителей вынуждены принимать это решение раньше. Например, уже в пятом классе необходимо определиться, какая направленность ближе — гуманитарная или математическая. Профильные классы, которые есть почти во всех школах, разумеется, дают ребенку более глубокие знания по выбранным предметам, но вот что делать школьнику, который попал в гуманитарии, а потом захотел стать физиком?
Сейчас в школах Волгограда (да и в России в целом) нет ни обязательного, ни факультативного предмета, на котором школьников обучали бы выбору профессии. В некоторых случаях директора и классные руководители, понимая необходимость такого предмета, проводят в школах хотя бы раз в год занятия по профориентации.
Надо сказать, что в нашем регионе не первый год реализуется областная программа «Моя профессия — мое будущее».
— В рамках программы специалисты службы занятости населения выезжают в школы и рассказывают старшеклассникам о том, какие профессии сейчас востребованы на рынке труда, — продолжает Надежда Пилина. — Однако мы не состоянии полностью охватить все образовательные учреждения для организации профориентационной работы среди учащихся. Так, к примеру, только в 2012 году было проведено 64 подобных мероприятия, участниками которых стало более 3000 человек. Поэтому профориентация, считаю, однозначно нужный предмет в школе, подросток должен знать, что из себя представляют профессии. Зачастую при выборе вуза ребенок руководствуется мнением родителей, при этом его собственное мнение никто не учитывает, а было бы неплохо провести более глубокое тестирование, дабы понять, что ему на самом деле интересно.
Тест на приятное с полезным
Нахожу в Интернете тест по профориентации — 20 вопросов на тему «С кем или с чем вам приятнее работать» выглядят примерно так: «Вам приятнее помогать больным или составлять таблицы и схемы?» или «Вам приятнее ухаживать за животными или обслуживать машины?» Результат теста расплывчатый: мне предлагают связать свою судьбу с «различными видами художественно-творческого труда, например, вам подойдет литература, музыка, театр, изобразительное искусство». Правда, какую именно профессию мне все же выбрать, тест не говорит.
— Разумеется, нельзя делать выводы на основе одного теста, — комментирует психолог муниципального учреждения социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» Надежда Яковлева. — Мы проводим порядка пяти-семи тестов, которые раскрывают интересы ребенка, его предпочтения, предрасположенность и уровень развития навыков.
В «Социум» может обратиться любой подросток, учитывая, что его филиалы есть в каждом районе города.
— К нам приходят детис разными запросами: одни даже не представляют, какую профессию им выбрать. Другие колеблются в выборе, третьи не могут найти общего языка с родителями. Для каждой такой категории у нас есть специальные программы.
Надежда Яковлева рассказала, что для ребят, которые вообще не могут определиться с выбором профессии, сначала проводятся общие тесты, чтобы определить примерное направление, потом необходима индивидуальная работа. Для тех, кто колеблется, тоже есть свои тесты и игры, например, «Суд над профессией», где подросток вместе с психологом выявляет плюсы и минусы той или иной профессии.
— Известно, что тем, кто любит свое дело, легче стать успешным. Тем же, кто гонится за внешними атрибутами профессии, гораздо труднее добиваться успеха, — убеждена психолог.
Анастасия ПРЯНИКОВА.
Врезка 1:
Какие специальности сейчас самые невостребованные:
— инженер-эколог;
— специалист банковского дела;
— лингвист-переводчик;
— журналист;
— экономист;
— юрист.
цифра
1531 выпускник обратился в городскую биржу труда в прошлом году за помощью в трудоустройстве, из них только 647 смогли найти работу.
Инфографика
В 2011 г. за помощью в трудоустройстве в городскую биржу труда обратились:
168 выпускников школ, 147 выпускников профессиональных училищ, 509 выпускников средних специальных учебных заведений, 707 выпускников вузов.