Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева совместно с прокуратурой региона представила депутатам местного парламента проект закона о вопросах защиты прав детей, с участием которых или в интересах которых осуществляются правоприменительные процедуры. Наш регион может стать первым, где будет разработан механизм помощи детям, в отношении которых применяется правоприменительная процедура.
Закон для каждого
На недавнем заседании комитета областной Думы по труду, социальной политике, вопросам семьи и делам ветеранов законопроект единогласно приняли в первом и втором окончательном чтениях. И если парламентарии поддержат своих коллег, Волгоградская область станет первым субъектом России, где будет разработан и законодательно одобрен механизм помощи разным категориям детей, так или иначе связанным с правоприменительной процедурой.
Как показывает практика уполномоченного по правам ребенка, правоохранительных органов, органов системы профилактики в Российской Федерации на хорошем уровне оказывается помощь детям, которые вступили в конфликт с законом. Это предусмотрено нормами действующего законодательства о профилактике преступности и безнадзорности несовершеннолетних. В том числе, он содержит меры, которые необходимо проводить с детьми, совершившими преступления. Правда, касается это детей, достигших возраста уголовной ответственности.
— Но есть категории детей, которые не достигли возраста уголовной ответственности и они от нее освобождаются, даже если они совершают тяжкие по нормам уголовного законодательства преступления, — говорит Нина Болдырева. — Есть и другая категория, которая беспокоит нас еще больше, — дети, которые пострадали от преступлений, в том числе и тяжких, против половой неприкосновенности.
К сожалению, они остаются вне действия системы оказания реабилитационной и иной помощи. Этот пробел и призван восполнить новый законодательный акт.
Первый в стране
По федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», отмечает детский правозащитник, принятие решения о том, нуждается ребенок в помощи или нет, остается за следователем. Кроме того, федеральным законодательством не предусмотрены ни механизмы обращения за такой помощью, ни алгоритмы действий по ее организации, не определены органы, которые этим должны заниматься.
— Благодаря прокуратуре Волгоградской области в нашем регионе пробел в законе компенсировался соглашением, заключенным между этим ведомством, уполномоченным по правам ребенка и комитетом социальной защиты населения, — рассказала Нина Николаевна.
Принятие данного закона позволит создать в регионе систему оказания качественной помощи и реабилитации для каждого ребенка, пострадавшего от преступления против его жизни, здоровья, половой неприкосновенности, как и для ребенка, вступившего в конфликт с законом.
Ольга БОНДАРЕВА.