Законопроект о возврате мест для курения в аэропорты и на вокзалы внесен в Госдуму
Не прошло и трех с половиной месяцев со дня вступления в силу антитабачного закона, как депутаты пошли на попятную. Один из инициаторов законопроекта о возврате «курилок» в аэропорты и на вокзалы Дмитрий Вяткин отметил, что введенные запреты на курение ближе 15 м от входов в аэропорт или вокзал трудновыполнимы. Бывают разные ситуации — например, задержка рейса, когда все контрольные пункты уже пройдены и покинуть здание вокзала просто невозможно. Люди начинают курить даже в туалетах. Причем этот вид нарушения носит массовый характер.
Курили и будем курить!
Напомним, что с 1 июня 2013 г. по закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» запрещено курение в образовательных учреждениях, в организациях здравоохранения, культуры и спорта. Депутаты позаботились и о своем здоровье: в помещениях органов госвласти и органов по делам молодежи курить тоже запрещено. Обычным служащим придется забыть об удовольствии выкурить сигарету на лестничной клетке в обеденный перерыв. По дороге домой им тоже придется себя сдерживать: ни на автозаправках, ни на остановках, ни на детских площадках невозможно будет покурить, оставшись при этом законопослушным гражданином.
То, что соблюдать закон будет проблематично, стало ясно с самого начала. Табакокурение сродни наркозависимости и никакая запретительная мера не отобьет желание покурить. Как курили на территориях аэропортов, на открытых платформах столичного метро, в тамбурах электричек и на станциях, так и продолжают курить. В некоторых аэропортах идут на разные хитрости, чтобы обойти неудобный закон. Например, в терминалах «Шереметьево» «курилки» по-прежнему есть. Как замечают наблюдатели, с некоторых убрали название и наклеенные рекламы сигарет. Но пассажиры легко находят комнаты по запаху. В тех аэропортах, где «курилки» закрыли, некоторые сотрудники и пассажиры курят прямо в туалете.
Не потерять инвестиции
Отмена запрета на курение в аэропортах ограничивает поток инвестиций в развитие авиаузлов и может сказаться на выборе пассажиров трасферного рейса между Европой и Азией, о чем предупреждают эксперты Министерства финансов РФ. Для определенной части пассажиров такой сервис, как возможность покурить в пункте остановки с учетом длительности транзитного перелета, может стать решающим при выборе маршрута. А значит, потенциальные пассажиры будут выбирать другие, не российские авиакомпании.
Отметим, что специальные «курилки» есть во многих аэропортах мира, в последние годы они стали появляться и в России. Однако новый закон сделал их использование невозможным. По словам инициатора законопроекта Дмитрия Вяткина, необходимо вернуть «курилки» в аэропорты и вокзалы прежде всего в целях защиты права некурящего населения на чистый воздух, а также чтобы не ущемлять тех, кто курит. Он добавил, что такая практика сохраняется во всех европейских аэропортах. Депутат рассчитывает, что законопроект будет принят в осеннюю сессию Госдумы.
Это происки табачного лобби!
Идея Минфина вернуть «курилки» в аэропорты и на вокзалы вызвала негативную реакцию экспертов. Так, в распоряжении одного из федеральных СМИ оказался список из более чем полусотни самых крупных американских аэропортов со стопроцентной некурящей зоной. В их числе Калифорнийский, Техасский, Пенсильванский. При этом ни один аэропорт не фиксировал снижение пассажиропотока из-за того, что там покурить негде.
«Речь идет о небольшом сегменте рынка табака и алкогольной продукции на крупных транспортных узлах, прежде всего в аэропортах, — прокомментировал ситуацию аналитик по потребительскому сектору Максим Крягин. — Для экономики аэропортов это действительно крайне важная статья доходов, поэтому решение о возврате курилок вполне может быть принято». Однако конкретных цифр, свидетельствующих о грядущих сверхдоходах от нововведений авторы законопроекта, как и Минфин, не предложили. А предварительные прикидки независимых экспертов показывают, что вряд ли прогнозируемая прибыль на табаке способна заменить полноценные инвестиции, привлекать которые хорошо бы более основательным и менее сомнительным с позиции морали способом.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко считает, что аргументы, приводимые Минфином, циничны. «Я говорил, что табачная и алкогольная мафия всесильны. Давайте школьникам разрешим продавать сигареты в буфетах, еще больше доходы будут. Давайте наркотики разрешим», — сказал он на одной из недавних пресс-конференций».
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»:
— Курить вредно, но я всегда за свободу выбора. Нужно поступать так, чтобы в равной степени соблюдались права курящих и некурящих. В кафе и рестораны люди приходят, чтобы с удовольствием провести время, поэтому должны быть залы для тех и других. На вокзалах и в аэропортах люди иногда вынуждены находится часами в ожидании поезда или во время пересадки с рейса на рейс, поэтому должны быть хорошо проветриваемые курительные комнаты. Я рада, что возобладал здравый смысл, и действие антитабачного закона решили не доводить до абсурда. Инициативу вернуть «курилки» поддерживаю. Дышать табачным дымом в туалетах не хочется.
Наталья Латышевская, депутат Волгоградской областной Думы:
— Я принципиальный противник табакокурения, и, как врач, считаю, что курение — это большое зло, никотин — легальный наркотик. Понятно, что авторы антитабачного закона руководствовались благими намерениями. Но избавиться от табачной зависимости, как от болезни, бывает тяжело и с этим надо считаться. Некоторые заядлые курильщики могут почувствовать себя плохо, если вовремя не отравятся. К сожалению, организм быстро привыкает к никотину. Решать эту проблему надо в комплексе. Отказ от курения должен быть добровольным. Бросать курить надо в спокойной обстановке. Лишая курильщика мест для курения, его ставят в экстремальные условия, ждать того, что он тут же бросит курить бесполезно. В ресторанах должны быть залы для курящих и некурящих, в аэропортах и на вокзалах — комнаты для курения с хорошей вентиляцией. Ничьи права ущемлять не надо. Я поддерживаю законопроект.
Геннадий Володькин, генеральный директор строительной фирмы:
— Как курильщик с многолетним стажем, я ранее высказывался против драконовских мер антитабачного закона. То, что эти запретительные меры не будут выполняться, было понятно с самого начала, в нашей стране очень много курящих людей. Как курили люди на перронах, так и курят. Встречал недавно на вокзале знакомых, как законопослушный гражданин подошел к представителю правоохранительных органов и спросил: «Где можно покурить?» Он спокойно направил меня к урне подальше от здания вокзала. Никаких проблем у меня не возникло. Но сейчас тепло, а что делать, когда на улице мороз? Все хорошо в меру, в работе наших законодателей часто бывают перегибы. Я рад, что в Госдуме пошли на послабление запретительных мер.