Волгоградские рукодельницы возрождают традиции русского костюма
Вот уже несколько лет при ГБОУ ДОД ВО «Центр «Славянка» действует Сарафанный клуб, куда входят женщины разных возрастов. Всех их объединяет любовь к родным устоям. А идейный вдохновитель и руководитель клуба Элина Глушкова бережно восстанавливает традиции наших предков. Их секретами она готова поделиться с читателями «Городских вестей».
Расшифровка костюма
Элина Глушкова, руководитель Сарафанного клуба, убеждена, что русский костюм, как тайнопись, нес в себе зашифрованную информацию.
— Глядя на наряд, легко можно было узнать, что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается, — делится Элина. — Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались с языческих времен из поколения в поколение, выполняя роль оберегов от злых духов. Особую значение имели головные уборы.
Женские и девичьи головные уборы в корне отличались. У замужней женщины волосы были спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из-под головного убора. Девичий головной убор представлял собой повязку в виде ленты, оставляя непокрытой теменную часть головы. Перевязка или повязка была в виде полоски ткани с золотой вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
— Повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке, — продолжает Глушкова. — Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, — покупной золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняной подкладке и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали три яркие шелковые ленты с «ушками», напоминавшими банты.
Парни, не смея прикоснуться к своей милой, забрасывали внутрь повязки орехи, пряники и другие лакомства. Иногда полюбившейся девушке приходилось выдерживать на голове килограмма два таких приношений. Очелье заполнялось зигзаговыми линиями — символом влаги, крестами — солярными свастиками. А нижний край головного убора, который означал линию тверди небесной, — поднизью, символом туч и облаков, готовых пролиться животворящим дождем.
Любимая в коруне
Венец, коруна или почелок — другой тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие — прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером. Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна — твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором.
— Распространение этого вида венца весьма широко, — рассказывает рукодельница, — а название, безусловно, происходит от слова «корона». Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX вв. возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. А сама форма венца — одна из древнейших.
Многосоставная кичка
Повойник представлял собой повседневный нижний не самостоятельный головной убор. Это специальная шапочка, предназначенная для защиты верхнего убора от загрязнений и предохранения волос от спутывания. Он мог быть как мягким, там и жестким. Жесткий имел название кичка. Позже стал самостоятельным головным убором.
— Сверху на повойник надевался кусок ткани, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны, — говорит Глушкова. — Смена головного убора с девичьего на женский называлась «окручивание». В основе этого ритуала лежит древнее поверье о магической силе женских волос. Кичка — старинный русский головной убор замужних женщин, его отличительной приметой были... рога, торчавшие надо лбом. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течение жизни. Чем женщина моложе, тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода.
Кичка была многосоставным головным убором. Позатыльник надевался сзади кички. Низаный бисерный позатыльник являлся самой значительной деталью головного убора по размеру и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, плечи, спину, часто покрывал лопатки. Верхняя сорока повторяла форму кички и иногда скрывала ее рожки. Начельник — передняя налобная часть сороки — была прямоугольной формы и украшалась вышивкой и шелковыми лентами.
— Очень хочется, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям, — делится Элина Юрьевна. — Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой, способной помогать людям. Орнаменты сродни древним письменам и способны многое поведать о миросозерцании человека далеких эпох. Во время создания изделий чудесным образом меняется настроение: самочувствие улучшается, отвлекаешься от всего суетного, и в целом на душе становится радостней. Русский костюм — это целый мир!
Инга ИВАНОВА.