Валерий Сюткин: «Я ненавижу, когда музыку или исполнителя называют «продуктом»
Перед концертом музыкант рассказал о пользе велосипедных прогулок, о таинстве создания хитов и коллекции значков из Волгограда
Перед своим концертом в Волгограде российский певец и музыкант, автор хитов «То, что надо» и «7000 над землей» Валерий Сюткин провел пресс-конференцию. Он был пунктуален вплоть до минуты и пребывал в прекрасном настроении. Его не удручали даже капризы природы в виде волгоградской жары и раздражающей мошки.
Оптимизм против мошкары
— Технический персонал мне уже сказал, что от мошки, не хуже зарубежного спрея, помогает водичка с анисом, — заметил Сюткин. — Но я на погодные неудобства не обращаю внимания. Тут выход один — спасаться оптимизмом. Надо терпеть, делать свое дело и жить с надеждой на лучшее. Как король оранжевое лето, я отвечаю за отсутствие дождей, а с этим все нормально.
Это не первое посещение музыкантом нашего города, а впервые красивейший город на Волге он увидел еще ребенком и не мог не поделиться своими детскими воспоминаниями:
— Первый раз я здесь был с бабушкой, когда мне было лет восемь. Мы ездили на теплоходе, и я, помню, купил целую коллекцию значков.
Зарядиться от прекрасного
У Валерия Сюткина и его команды «Сюткин рок-н-ролл бэнд» очень насыщенный график работы. В первых числах июня они принимали участие в празднике города Сьена, что недалеко от Флоренции, потом были выступления в Красноярске, Саратове, Москве.
— Большое счастье, что у меня нет начальства, продюсера и я не вхожу ни в какие синдикаты, — говорит Валерий Сюткин. — У меня есть директор, с которым я работаю почти 30 лет, есть администратор, отличный звукорежиссер и потрясающие музыканты группы «Сюткин рок-н-ролл бэнд», музыкальный руководитель которой окончил консерваторию, а у остальных за плечами Гнесинка.
У каждого свои секреты выдержки от столь насыщенного ритма работы. У Сюткина это хороший сон, пешие прогулки, поездки на велосипедах и посещение культурных мероприятий.
— Как только вернусь из Волгограда в Москву, сразу сходим с женой в театр имени Моссовета, — говорит Валерий Сюткин. — Часто хожу в «Современник», МХАТ. Я, в отличие от своей дочери, не театрал, но я просто знаю, что батарейки надо заряжать.
Без плей-листа
Репертуар группы «Сюткин рок-н-ролл бэнд» довольно обширный — более 250 произведений мировой и отечественной эстрадной, рок-н-ролльной, блюзовой классики, а также авторских хитов. Но, несмотря на такое количество произведений, группа никогда не составляет программы концертных выступлений. И Волгоград не исключение — все построено на импровизации.
— Наша отличительная особенность — у нас нет плей-листа, — поведал особенности проведения своих концертов Валерий Сюткин. — Мы примерно знаем, с какой песни начинаем, а какой заканчиваем. Но в середине — и это мой фирменный почерк — мы принимаем решение в зависимости от зрителей. Я всегда чувствую, что нужно сыграть прямо сейчас. Потому что я будто бы сканирую публику и определяю, что ей может быть интересно.
— В прошлом году в Лондоне, в рамках Масленицы, на Трафальгарской площади был огромный концерт, в котором и мы принимали участие, — продолжает рассказывать Валерий Сюткин. — Мы вышли и спели из репертуара «Битлз». Вы себе представить не можете, что творилось с залом. А как же иначе — англичане были в полном восторге от того, что российская группа играет «Битлз».
Рецепт приготовления хита
Хиты Валерия Сюткина обладают — у них есть драйв с романтикой и тонким флёром ностальгии 50-х годов. Но эти песни создавались по какой-то формуле, придерживаясь которой, можно получить культовую композицию. Нет, все хиты создавались, словно в результате какой-то магии.
— Про свои песни скажу: у меня такое ощущение, что когда их сочиняешь, словно происходит подключение к провайдеру, — говорит Валерий. — Расскажу на примере песни «То, что надо». Я не могу объяснить, как я ее сочинял, могу только пошагово воспроизвести события. Послушал западную группу, у которой, в переводе на русский, звучит припев: «Я хочу быть твоим героем, я хочу умереть за тебя». Мне захотелось сочинить мелодию. Сидим на даче у Андрея Макаревича, и я напеваю ему нечто похожее. Он слушает и резюмирует: «Полное фуфло». Слово «герой» не нравится». Я ему: «Почему «герой» не нравится? У тебя же есть «герои вчерашних дней». «То-то и не нравится, — отвечает Макаревич. — И потом, почему, когда поешь, так кричишь? Спой тихо». Я начал импровизировать в этой стилистике, а Макаревич сидит в оцепенении и спрашивает: «Ты сам понял, что спел? У нас еще никто такого не делал. Если будет хороший запев, то получится очень хороший блюз».
Главное — творчество, а не продюсер
Валерий Сюткин помимо исполнительской карьеры занимается еще и преподавательской деятельностью: он почти 10 лет в Московском государственном гуманитарном университете проводит мастер-классы, где будущим исполнителям рассказывает обо всем — начиная с того, как разговаривать с продюсерами, и заканчивая тем, как держать микрофон. Он отлично знаком с творческой молодежью, с их комплексами и предрассудками. Поэтому его совет может стать напутствием и всем волгоградским молодым музыкантам, которые талантливы, но не верят в себя.
— Я стараюсь развеять главный миф, что сегодня, чтобы попасть на сцену, прежде всего нужны деньги и продюсер, — считает Валерий Сюткин. — Это ошибочное убеждение. Нужно быть не похожим ни на кого. И желательно уметь самому сочинять репертуар, потому что найти человека, который вам будет сочинять, чрезвычайно тяжело. Продюсеры сами говорят: «У нас качественный продукт». Я ненавижу, когда музыку или исполнителя называют «продуктом». Этого не должно быть.
Наталья ЖУРБИНА.